Инженеры и ученые NASA и компании Airbus завершили сборку первого зонда GRACE-FO, пара которых будет выведена на орбиту Земли в декабре 2017 г. или в январе 2018 г., сообщает Лаборатория реактивного движения NASA.
Пара зондов GRACE была запущена с российского космодрома “Плесецк” в марте 2002 г. Главная цель этих аппаратов заключалась в составлении точной гравитационной карты Земли. Сейчас ученые используют спутники-“близнецы” для наблюдения за состоянием ледовых шапок и других климатологических целей, а также постоянных наблюдений за распределением массы по недрам Земли.
Новые зонды, получившие имя GRACE-FO, будут оснащены теми же климатологическими и гравиметрическими инструментами, что и их предшественники, с более современными датчиками и более совершенным программным обеспечением.
Как и “двойняшки” GRACE, эти зонды будут измерять силу притяжения Земли, наблюдая за тем, как меняется расстояние между ними в момент прохождения над отдельными точками поверхности планеты с точностью до одного микрона (миллионную долю метра).
Столь точные замеры необходимы ученым для того, чтобы следить за тем, как перемещаются “непостоянные” источники притяжения – ледовые массивы, вода в океанах, воздух и даже жидкие породы в мантии Земли. Недавно такие наблюдения, к примеру, помогли выяснить, что Австралийский континент в буквальном смысле “шатается” на пару миллиметров в сторону северо-запада и юго-востока в результате накопления и таяния снега в Европе и Азии.
Замена зондов GRACE, сроки работы которых подходят к концу, поможет NASA и ученым со всего мира следить за тем, как сокращаются ледовые шапки Земли и как развивается ситуация с засухами на Ближнем Востоке, в Калифорнии и в других уголках планеты, испытывающих проблемы с доступом к воде в последние годы.
По текущим планам NASA, зонды GRACE-FO проработают на орбите как минимум пять лет, ежедневно получая данные по составу атмосферы и распределению различных веществ в ней, а также получая каждый месяц обновление гравитационные карты планеты. Помимо NASA, в проекте по их разработке участвует Немецкий аэрокосмический центр (DLR) и ряд германских научных институтов. (aex.ru/Машиностроение Украины и мира)