Почему “евробляхи” из Литвы и Молдовы, которые продают в Украине, под запретом в этих странах? А некоторых из этих автомобилей – вообще не существует в реестрах. Auto-Consulting предлагает краткое изложение расследования, проведенного литовскими и молдавскими журналистами.
“Гонения” на автомобили на временном ввозе начались, так сказать, на их исторической родине – в самой Литве. Почему? Литовские власти не устраивало, что компании, которые занимаются перепродажей таких автомобилей в страны Восточной Европы, не платят налогов. Там циркулирует черный нал.
Литовские журналисты Роналдас Габартас и Юргис Паплатис решили провести расследование, и выяснить, откуда что берется, и прочему, на самом деле, “евробляхи” так дешево стоят.
По их данным, литовские бизнесмены покупают на аукционах в Европе и США самые дешевые битые машины. Ведь именно на них можно больше всего заработать. В том числе и разбитые полностью (Total), и утопленников. Некоторые авто в виде металлолома грузят в контейнеры для доставки в Литву, как бесплатный бонус. В США и Европе их дешевле кому-то отдать, чем утилизировать. Не говоря уже о ремонте. Потом, после предпродажной подготовки в Литве, эти авто с помощью студентов через Беларусь перегоняют в Украину, Казахстан, Молдову. Точнее – перегоняли в Молдову, но об этом чуть дальше.
Литовские журналисты также выяснили, что владельцы многих литовских фирм, которые занимаются подобным бизнесом, – граждане Украины.
А вопрос, почему “евробляхи” так дешево стоят, выяснился сам собой, после посещения одной из мастерских по предпродажной подготовке. Как выяснили литовские журналисты, местные мастера имеют золотые руки. Они буквально склеивают автомобиль из двух-трех других машин. И делают это так, что внешне никаких признаков такой работы не видно. Поэтому, в Литве, эти машины называют автомобилями Франкенштейна.
Естественно, ни о каких подушках безопасности речи нет. Они там просто отсутствуют. А электропроводка скручена в общие жгуты. Поэтому, работа бортовых компьютеров и всякой умной электроники – под большим вопросом.
Один из таких автомобилей Франкенштейна литовские журналисты отвезли в Мюнхен, и провели его краш-тест по методике EuroNCAP на стенде ADAC. Машина буквально распалась на части, мотор въехал в салон, а пол поднялся и отрезал ноги манекену. Количество звезд по безопасности – 0.
Это – к разговорам о том, что старые иномарки делали на совесть. И они еще переживут новые модели. Так любят говорить владельцы “евроблях”, когда речь идет о возрасте импортируемых машин и их безопасности.
Молдавский вариант. После литовского расследования, молдавские журналисты решили проверить так ли все на самом деле. Как сообщил редактор молдавского автомобильного портала PiataAuto Илие Тома, они объявили о бесплатном техосмотре для владельцев “евроблях”. Целью акции было выяснить реальное техническое состояние этих машин.
Оно оказалось плачевным. Примерно 7 из 10 проверенных авто были собраны из частей и в случае ДТП могли стать очень опасными для жизни и здоровья своих владельцев. И это, подчеркивает Илие Тома, данные по тем машинам, которые приехали на их техосмотр. Их владельцы потому и приехали, что были уверены, что с их авто все более-менее в порядке.
О документах разговор отдельный. Во время акции PiataAuto, многие владельцы “евроблях” интересовались по телефону: мол, проверить автомобиль они хотят, но если с документами проблема, не сообщат ли об этом в полицию.
И действительно, немало “евроблях” числятся на фирмах, которых уже не существуют. Другой вариант – их убрали из реестра учета автомобилей в Литве, но никуда не внесли. То есть – формально их нет в природе. Некоторые находятся в розыске Интерпола. Но такие экземпляры, как показало расследование литовских журналистов, раньше ехали в Приднестровье, а теперь – в т. н. “ДНР” и “ЛНР”.
Как решат вопрос с “евробляхами”. Какие варианты рассматриваются?
Сегодня в Молдове вопрос с “евробляхами” решен. Всем желающим дали 70-ю скидку на уплату акциза. Как сообщил Илие Тома, из примерно 50 тыс. автомобилей на временном ввозе, которые были в Молдове, официально зарегистрировали около 10 тыс. Остальные – или ушли на разборки. Или приехали к нам в Украину. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)