Не так давно Украину называли страной седанов. В отличие от Европы, где больше уважали практичные городские хэтчбеки. Теперь ситуация изменилась коренным образом. И не только у нас. Auto-Consulting проанализировал статистику продаж.
Сегодня в это трудно поверить, но еще в 2001 г. в Украине на рынке новых автомобилей, подавляющее большинство представляли легковые пассажирские авто (седаны, хэтчбеки, универсалы). Их было 91%! А популярным ныне кроссоверам и внедорожникам (SUV) принадлежало всего 8%. Оставшийся 1% удерживали минивэны – MPV.
С того времени доля новых классических легковых автомобилей в общих объемах продаж у нас в стране, постепенно, но уверенно падала. А доля SUV – неукоснительно росла. Переломный момент наступил в 2017 г. Тогда доля SUV на отечественном рынке впервые перевалила за половину – 53%. А доля классических легковых авто упала до 44%.
По итогам продаж 10 месяцев 2019 г., SUV принадлежит уже 65% украинского рынка, а классическим легковым авто – всего 32%. Но скажем даже больше. Если взглянуть картину по регионам, то есть уже области, где продажи кроссоверов и внедорожников достигают 77% рынка! Поэтому тренд – очевиден.
Очень показательны и примеры с выходом в последние годы новых моделей легковых авто. Еще каких-то 10 лет такие бестселлеры сразу же рвали рынок по продажам, а сейчас их дебют проходит тихо и спокойно.
Интересно, что минивэны – MPV, как и 18 лет назад, так и удерживают 1% своих преданных покупателей. Хотя, в 2010 и 2011 гг. MPV занимали в нашей стране рекордные 5% рынка.
Интересно, что по росту продаж SUV Украина опередила даже европейские страны, где этот сегмент автомобилей занимает сегодня примерно такую же долю, как у нас в 2017-м. И, к слову, SUV – это чуть ли не единственный класс автомобилей, продажи которого еще растут в мире. Именно поэтому, автомобильные производители стараются максимально расширить предложение SUV. Сегодня сюда входят и маленькие городские кроссоверы А и В классов, и классические большие внедорожники классов E и F. Расширилась линейка SUV и в Украине.
Наиболее популярный сегодня в Украине класс SUV – это компактные кроссоверы и внедорожники С-класса. Так, по итогам продаж за 10 месяцев 2019 г. SUV С-класса занимали на украинском рынке SUV больше половины – 58%. На втором месте по популярности – SUV D-класса – больше 14% рынка. За ними идут В SUV – 13%, Е SUV – 12% и F SUV – 2%.
При этом, наибольший рост продаж по сравнению с 2018-м демонстрируют крупные внедорожники Е SUV. Их продажи увеличились почти на 37%.
Если рассмотреть ценовые предпочтения наших автомобилистов, то самые популярные SUV в средней ценовой категории. По итогам продаж за 10 месяцев 2019 г., их – почти 70%. Премиальных SUV – 17% и бюджетных SUV Low Cost – 13%.
При этом, по сравнению с 2018 годом, наибольший рост продаж показывает именно бюджетный сегмент SUV Low Cost – плюс 37%.
Если говорить о лидерах продаж в каждом из сегментов SUV, то это – хорошо известные всем модели. Хотя, в Украине, в отличие от европейских стран, практически не представлены самые маленькие SUV А-класса. Это фактически городские кроссоверы с увеличенным дорожным просветом.
В сегменте В SUV, по итогам продаж за 10 месяцев 2019 г., лидируют Suzuki Vitara, Nissan Juke и Chery Tiggo2.
В сегменте С SUV среди бюджетных моделей абсолютный лидер – Renault Duster. Среди SUV средней ценовой категории наиболее популярны KIA Sportage, Toyota RAV4 и Hyundai Tucson. А среди премиальных SUV – Land Rover Evoque, BMW X1 и Lexus UX.
Лидеры продаж среди SUV D-класса – Toyota Land Cruiser Prado, Skoda Kodiaq и Hyundai SantaFe. А среди премиальных моделей – Lexus RX, Lexus NX и BMW X3.
В сегменте E SUV лидеры продаж – Toyota Land Cruiser, Volkswagen Touareg и Mazda CX-9. А в премиальном сегменте – BMW X5, Audi Q8 и Mercedes-Benz GLE-Class.
О том, что Украина из страны седанов превратилась в страну SUV говорит и еще один факт. За 10 месяцев KIA Sportage приобрели 4870 шт. А самый популярный у нас в стране автомобиль Renault Logan был продан в количестве 3561 шт. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)