Мы постоянно жалуемся на недостаточную емкость и дороговизну аккумуляторов, но за последние десять лет литиевые батареи стали дешевле почти в десять раз. Человек из 2010 г. пришел бы в восторг от цен на литийсодержащие аккумуляторы в 2020 г. И дело даже не в технологиях. Банально выросли объемы производства. Правда, дальше темпы снижения цен существенно снизятся, о чем (и многом другом интересном) говорит свежая аналитика.
Согласно новому отраслевому исследованию BloombergNEF, средняя стоимость литий-ионного аккумулятора в 2020 г. упала до $137/кВт-ч. Это снижение с 2019 г. на 13% с поправкой на инфляцию. Последние данные свидетельствуют о поразительном прогрессе за последнее десятилетие в области аккумуляторных технологий, при этом цены на комплекты с 2010 г. снизились на 88%.
Емкие доступные батареи будут иметь важное значение для отказа мировой экономики от ископаемого топлива. Литийионные батареи являются ключевой технологией для электромобилей. Они также необходимы для сглаживания перебоев в подаче электроэнергии ветряными электростанциями и солнечными батареями. До недавнего времени все это имело мало смысла без существенных государственных субсидий и специальных “зеленых” тарифов. Но теперь все меняется, и вскоре литийсодержащие аккумуляторы, точнее, снижение цен на них начнет играть главную роль в смене тенденций в транспорте и генерации электричества.
По оценкам BloombergNEF, к 2024 г. цены на аккумуляторные батареи упадут до $100/ кВт-ч. Это примерно уровень, необходимый для того, чтобы электромобили без субсидий стали конкурентоспособными по цене с обычными автомобилями на ДВС. Учитывая, что электромобили дешевы в зарядке и, вероятно, потребуют меньше обслуживания, чем обычный автомобиль, в течение следующего десятилетия они станут все более привлекательным вариантом для владельцев.
Решающий фактор в снижении цен на аккумуляторы аналитики BloombergNEF видят в расширении производства, а не в технологиях. Чем больше товара выпускается, тем он дешевле. По оценкам BloombergNEF, скорость снижения цен на аккумуляторы составляет около 18% после каждого удвоения объемов производства. Так, в период с 2010 по 2020 год объемы производства литиевых аккумуляторов выросли в 264 раза! Увы, дальше расширять производство с такими темпами вряд ли выйдет. Поэтому в последующее десятилетие цены на батареи будут снижаться все меньше и меньше.
К примеру, в 2018-2019 гг. цены на батареи снизились на 13% и еще на 13% в 2019-2020 гг. Но даже это обещает, что цены на аккумуляторные батареи упадут до $58 за кВт-ч в 2030 г. и до $44 за кВт-ч в 2035 г. Это тот уровень цен, когда электротранспорт станет привлекательнее обычного.
Все приведенные выше цифры усредненные. Аналитики BloombergNEF имеют возможность сказать кое-что интересное по конкретным компаниям и регионам. В частности, батареи Tesla они оценивают в еще меньшую сумму, чем в среднем на рынке, а именно – $115/кВт-ч в 2020 г. ($128 за кВт-ч в 2019 г.). При этом, по оценкам BloombergNEF, в 2020 г. на долю Tesla приходилось 25% мирового рынка электромобилей.
Но лидирует во всем Китай. В этой стране самые дешевые в мире литиевые аккумуляторы, стоимость которых в 2020 г. ниже $100/кВт-ч (у некоторых производителей). И не удивительно. В Китае сосредоточено три четверти мировых производственных мощностей по производству аккумуляторов, а это объемы и конкурентные цены.
Интересно, что самые низкие в мире цены были на большие аккумуляторные батареи, используемые в китайских электрических автобусах и коммерческих грузовиках. Средняя цена комплекта аккумуляторов для этих китайских автомобилей составляла $105/кВт-ч, по сравнению с $329 для электрических автобусов и коммерческих автомобилей в остальном мире. Это стало следствием политики властей, которые активно развивают производство коммерческого электротранспорта и инфраструктуру для его эксплуатации. Всем остальным остается только завидовать и брать пример с эффективных инициатив. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)