Годовой отчет AMD по форме 10-K содержит немало интересной информации о структуре расходов и доходов компании. Для одного из направлений деятельности AMD ушедший год был переломным – сменилось поколение игровых консолей, которые компания снабжает специализированными процессорами. Год оказался не очень урожайным: консоли принесли AMD не более 15% чистой выручки.
В это достаточно сложно поверить, вспоминая череду новостей об ажиотажном спросе на новые игровые консоли Sony и Microsoft, проблемы с их покупкой в рознице и стремлением TSMC всячески способствовать насыщению рынка. Откровения представителей AMD на минувшей квартальной конференции, однако, не позволяют ошибиться. По словам финансового директора компании Девиндера Кумара, серверные и полузаказные компоненты в 2020 г. принесли $3,33 млрд. или 34% всей чистой выручки. А выручка от реализации самих серверных компонентов достигла 19% от совокупного уровня.
Если из этой доли вычесть приходящиеся на серверные компоненты 19%, то как раз получим 15%, которые могли достаться игровым консолям. Данный показатель частично подтверждает и заявление AMD о том, что ни один из клиентов компании в 2020 г. не формировал 10% и более совокупной выручки. Это значит, что выступавшие на протяжении нескольких лет в роли крупнейших клиентов Sony и Microsoft по итогам 2020 г. 10-процентный барьер по доле выручки перешагнуть не могли. Даже если разделить полученные 15% примерно поровну, на долю каждой из двух компаний придется по 7,5%.
В былые годы выручка AMD могла существенно зависеть от нескольких крупных клиентов. Это особенно заметно выражалось до 2017 г., когда на рынке появились процессоры Ryzen, поскольку до их дебюта именно игровые консоли поддерживали AMD на плаву. В 2018 г. один из крупных клиентов AMD формировал 19% выручки, а второй – 11%. В 2013-2014 гг. количество крупных клиентов с долей выручки более 10% достигало трех штук, причем крупнейших из них формировал 23% всей чистой выручки AMD.
В прошлом году выручка AMD росла опережающими темпами на многих направлениях, а на рынке игровых консолей готовилась смена поколений. Интенсификация подготовки к анонсу новых консолей ближе ко второму полугодию не смогла переломить общей тенденции, в итоге чистая выручка компании лишь на 15% определялась сегментом игровых консолей. Умеренный рост нормы прибыли по итогам года тоже в некоторой степени обусловлен низкой удельной прибыльностью компонентов для игровых консолей на первом этапе жизненного цикла. В будущем консоли должны приносить AMD больше. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)