Расхожее утверждение, что тяговая батарея формирует от трети до половины стоимости электромобиля получило на отчетной конференции Tesla любопытное уточнение: сырье формирует себестоимость машины этой марки примерно на 10-15%, а непосредственно лития на один электромобиль требуется не более 5 кг. Недавние повышения цен Tesla сделала уже с расчетом на возможное подорожание сырья в ближайшие 12 месяцев, но готова снизить стоимость в случае удешевления сырья.
Как уже отмечалось сегодня, первый квартал компания завершила с рекордной нормой прибыли от выпуска электромобилей на уровне почти 33%. Руководство Tesla во время сессии вопросов и ответов сочло нужным пояснить, что в мартовские повышения цен уже был заложен некоторый запас на случай дальнейшего роста расходов на закупку сырья. У компании со многими поставщиками заключены долгосрочные контракты, фиксирующие цены на сырье, но если часть из них истечет в этом году, то заключать новые придется уже на других условиях. Tesla исходит из того, что цены на сырье продолжат расти, но если этого не случится, Илон Маск пообещал задуматься о снижении цен на электромобили.
Специфика текущей ситуации заключается в том, что заказываемые сейчас клиентами электромобили компания во многих случаях сможет поставить лишь в следующем году, и выпускаться они будут с возросшими затратами, поэтому и понадобилась такая “страховка” в виде повышения цен на машины, которое многим показалось избыточным.
Как пояснили представители руководства Tesla, непосредственно лития в пересчете на один электромобиль требуется не более 5 кг, а в составе аккумуляторной ячейки его доля не превышает 2-3%. С точки зрения себестоимости батарей на затраты Tesla в большей степени влияет тот же никель, например. В прошлом квартале половину выпущенных электромобилей Tesla оснащала LFP-батареями без никеля, которые сочетают литий с фосфатом железа, но это не было связано с ожиданием роста цен на сырье. Просто в компании эту миграцию запланировали давно, и все начальные комплектации электромобилей Model 3 и Model Y производитель сейчас старается оснащать именно LFP-аккумуляторами. Даже с ними Model 3 способна без подзарядки преодолевать более 400 км в условном цикле EPA, так что с потребительской точки зрения такая замена не является компромиссом. Остается только добавить, что LFP-батареи хуже переносят морозы, поэтому жителям стран с холодным климатом к таким версиям Tesla следует относиться с должными предосторожностями.
Илон Маск использовал трибуну квартальной конференции, чтобы обратиться к компаниям, желающим заработать на добыче и переработке лития. Как он не раз пояснял, сам по себе этот химический элемент широко распространен и не является дефицитным. Существующих мощностей по его очистке просто не хватает для удовлетворения бурного роста объемов производства аккумуляторов. Компаниям, которые сейчас готовы заняться переработкой лития, Маск сулит приличную норму прибыли не ниже 19%. Этот вид бизнеса он даже сравнил по доходности с разработкой программного обеспечения или чеканкой монет.
Важным элементом оптимизации расходов на сырье в Tesla считают вторичную переработку сырья. Отходы кузовного производства полностью отправляются в переработку, компания также старается увеличить объемы вторичной переработки аккумуляторов с текущих 50 тонн в неделю до 150 тонн. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)