Европейским покупателям то дают льготы и преимущества при покупке электрокаров, то их отбирают. Вот и “доигрались”, что продажи растут слабо, а у электромобилей появился серьезный конкурент, который тоже ратует за чистоту окружающей среды. Auto-Сonsulting выяснил все подробности.
По мнению Канцлера Германии Ангелы Меркель, главные причины слабого роста продаж новых электромобилей – дефицит зарядных станций и отсутствие действенного государственного стимулирования покупки такого вида транспорта.
В Германии в настоящее время всего около 20000 пунктов зарядки, заявила Меркель. К 2022 г. планируется открыть 50000 общедоступных зарядных станций по всей стране. А к 2030 г. в Германии должно быть уже миллион точек зарядки электромобилей. На это немецкое правительство инвестирует 3,5 млрд. евро. В целом в ЕС сегодня действует около 170000 пунктов зарядки.
Достичь запланированного 1 млн. зарядных станций помогут не только правительственные инвестиции. В этом вопросе есть и ноу-хау, к которым возможно стоит присмотреться и в Украине. Например, немецкий стартап Ubitricity преобразует в точки зарядки электромобилей существующие фонарные столбы, на которых уже имеется большая часть электрической инфраструктуры. Так удается избежать затрат и препятствий, связанных с созданием новой инфраструктуры зарядки.
Не стоит забывать и о том, что весомый вклад в инфраструктуру сети зарядных станций должны внести сами производители, считает Меркель. Ведь хорошие объемы продаж электрокаров нужны и им, а не только защитникам экологии.
А чтобы потенциальным покупателям было легче поменять свои бензиновые и дизельные авто на их электрические эквиваленты, в Германии возвращают и увеличивают государственные субсидии. При покупке электрокара, стоимостью до 40 тыс. евро, субсидия возрастет на 50% и будет доходить до 6000 евро. А за электромобиль стоимостью свыше 40 тыс. евро субсидия возрастет на 25% и будет 6500 евро.
Электрокары дороже 65 тыс. евро не будут поддерживаться субсидиями. Также до 4500 евро субсидии можно будет получить при покупке гибрида. Эта программа будет действовать в Германии до 2025 г. И благодаря ей Федеральное правительство планирует до конца следующего десятилетия увидеть на дорогах Германии до 10 млн. электромобилей.
Фокус в том, что половина повышенной субсидии ложится на плечи самого производителя, что логично – ведь он заинтересован в продажах. Но такой подход создает новые вопросы. А именно – конкуренции на рынке. Ведь молодые компании (стартапы), а также производители недорогих электрокаров, работающих с минимальной рентабельностью, не имеют финансовых ресурсов, чтобы вкладывать свою долю в субсидии. И у них нет возможности использовать для этого средства, полученные от продажи автомобилей с ДВС, как у автогигантов. А значит, из-за программы субсидий, их продукция станет дороже и потеряет конкурентоспособность. Придется становится дочерними компаниями автогигантов или продавать им свои ноу-хау. Или уходить с рынка.
Что касается инфраструктуры зарядных станций, миллион которых хочет видеть Меркель, то и тут государство не собирается играть в одиночку. Автомобильные гиганты Германии также должны поучаствовать в ее (инфраструктуры) развитии. Ведь тогда у них же будут покупать больше электрокаров.
По официальным данным, в 2018 г. в Германии было зарегистрировано более 53000 новых электромобилей. Это в полтора раза больше, чем в 2017 г. (34000) . В этом 2020 г. Германия находится на пути к почти 100000 купленных новых электромобилей и Plug-in гибридов. А до конца следующего десятилетия Федеральное правительство планирует иметь на дорогах Германии до 10 млн. электрифицированных автомобилей.
Уже и Tesla под эти прогнозы планирует строить завод под Берлином.
Но не все так идеально, как хотелось бы. Пока в ЕС “игрались” со льготами и субсидиями покупателям электрокаров, у них появился серьезный конкурент.
Враг и конкурент в одном лице – это автомобили на водородном топливе, о которых на время, как бы забыли. Хотя, они намного чище электрокаров и в эксплуатации, и в производстве. Ведь конечными продуктами водородной энергетики являются энергия и вода.
В последние годы автопроизводители активизировали разработки водородных авто, даже если до этого делали ставку на электромобили. В BMW от водородных технологий не только не отказались, и продолжают их совершенствовать. А сами водородные технологии сейчас “примеряют”, как отличную перспективу для использования в тяжелых грузовиках дальнего следования.
Уже сегодня более 50 автобусов на водородных топливных элементах перевозят людей в Кельне. В 2019 г. было заказано еще около 80 таких автобусов в другие города. И совсем скоро более 300 новых автобусов с водородным двигателем будут ездить в 27 городах, включая Роттердам и Тулузу. В общей сложности с 2011 г. около 1700 транспортных средств с водородным двигателем выехали на европейские дороги, и около 2000 легковых автомобилей проходят там испытания. Многие из них используются, например, полицейскими в Лондоне и компаниями такси в Париже.
В настоящее время в Европе насчитывается около 136 станций заправки водородом. И наибольшее их количество находится в Германии. Согласно европейской директиве об альтернативной топливной инфраструктуре, к 2025 г. в Европе будет построено около 840 водородных зарядных станций.
В июле 2019 г. в Германии началось строительство электролизера мощностью 10 МВт. Это – крупнейшее в мире предприятие с использованием протонообменных мембран, которое будет производить до 1300 метрических тонн водорода в год.
По данным исследования, проведенного FCH JU, водород может обеспечить до 24% энергетических потребностей Европы. Это сократит выбросы CO2 на 650 млн. метрических тонн. А также позволит создать 5,4 млн. рабочих мест и к 2050 г. генерировать для Европы 820 млрд. евро ежегодно.
При таких масштабах автомобили на водородных топливных элементах способны составить серьезную конкуренцию электрокарам. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)