Последние три госпрограммы вооружений России не были выполнены из-за неправильной оценки финансирования, высокого уровня инфляции, заниженных прогнозных цен и опережающего роста стоимости готовой продукции военного назначения. Об заявил заместитель министра обороны России по вооружениям Юрий Борисов. “Все это делало госпрограмму неработоспособной уже на следующий год после ее принятия”, – отметил замминистра.
Наиболее остро все перечисленные недостатки госпрограмм вооружения проявлялись и проявляются в кораблестроении. Кроме того, нормальной реализации госпрограмм вооружения также мешает проведение по заказу Министерства промышленности и торговли России большого количества научно-исследовательских работ, не согласованных с Военно-морским флотом. Это приводит к срыву сроков сдачи готовых кораблей флоту.
В частности, головной корабль проекта 677 “Лада” – “Санкт-Петербург” – поступил в опытную эксплуатацию только в 2010 г., хотя изначально его планировалось сдать еще в 2007 г. Как рассказал газете источник в Минобороны, из-за проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отдельно от госпрограммы вооружений и общей несогласованности в полном объеме не были проведены испытания гидроакустического комплекса “Лира”; не завершились работы по радиолокационной обзорной системе КРМ-66 и электродинамическим сеператорам.
Похожие сложности проявились и при разработке корвета проекта 20380. В частности, промышленность не завершила испытания зенитного ракетного комплекса “Редут”, радиоэлектронного “Монумент-А” и противолодочного “Пакет”. Из-за этого сроки сдачи первого корвета были сдвинуты с 2011 г. на 2012 г., второго – с 2011 г. на 2013 г., а третьего – с 2012 г. на 2014 г.
Для исправления сложившейся ситуации Министерство обороны России намерено выработать новые правила взаимоотношений с оборонной промышленностью, которые будут учтены в новой госпрограмме вооружений на 2016-2025 гг. В частности, основной упор планируется сделать на качестве продукции. По словам Борисова, необходимо найти такой подход к кораблестроительным предприятиям, чтобы им стало выгодно производить меньше кораблей, но лучшего качества.
В конце мая вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс, заявил, что гособоронзаказ в части судостроения и судоремонта на текущий год может быть сорван. Причины, по которым гособоронзаказ может быть сорван, Рогозин не уточнил, но отметил, что для избежания этого необходимо прямое вмешательство правительства.
В 2011-2012 гг. между Министерством обороны России и оборонно-промышленным комплексом шли так называемые ценовые войны, приводившие к недовыполнению части контрактов гособоронзаказа, особенно в кораблестроении. В частности, военные требовали значительного снижения стоимости оборонной продукции, а предприятия заявляли, что при снижении цены производство становится нерентабельным. (Лента.ру/Машиностроение Украины, СНГ, мира)