Приоритетные направления, определяющие сегодня перспективы “Курганмашзавода”, связаны с освоением выпуска новых образцов военной техники и последовательным техническим переоснащением производства. На 80% успех в решении этих задач зависит от отдела главного технолога (ОГТ), уверена руководитель подразделения Валентина Балахнина.
Овладение инновационными технологиями и материалами, внедрение современного инструмента и оснастки, поиск наиболее приемлемых вариантов воплощения конструкторских идей в металле – этим заводские инженеры-технологи в последнее время, можно сказать, живут. Если раньше в среднем за год ОГТ разрабатывал до 15 тыс. технологических процессов, то в 2013 г. достиг цифры 27 тыс.
– Такой технологический рывок, конечно же, связан с освоением новых изделий на КМЗ.
– Совершенно верно. В максимально короткие сроки необходимо было создать уникальные образцы новых боевых машин “Курганец”, в которых конструкторской документацией предусмотрено применение оригинальных узлов и деталей, использование непривычных для нашего производства материалов – высокопрочного алюминия и титана. Пришлось проектировать и изготавливать специальную оснастку, а также заказывать профильным организациям закладочные стенды для сварки корпуса и днища, кормы и крыши.
Вся работа по выпуску машин велась в очень напряженном режиме. Но благодаря умелой организации и сплоченности, общей нацеленности на результат, удалось наладить такое сотрудничество между специалистами, когда все вопросы решались оперативно прямо в цехе. Время не имело значения: конструкторы, производственники, технологи вместе придумывали, предлагали варианты решения той или иной проблемы – домой уходили иной раз и в 12 ночи, и в 5 утра. “Курганец” мы делали на высоком эмоциональном подъеме.
– Насколько я знаю, для вас лично это уже четвертая осваиваемая боевая машина. По-прежнему интересно?
– Очень. И скажу почему. С освоением БМП в свое время “Курганмашзаводу” помогала вся страна. Для БМП-1 технология полностью была разработана в Ленинграде. Отделу главного технолога оставалось только ее изучить и внедрить в производство. Оснастку поставлял весь Советский Союз – в Курган ее везли эшелонами. Для БМП-2 уже все делали сами. Но освоение велось пять лет при более чем 700 человек в штате ОГТ.
С “Курганцем” все иначе. Коллектив отдела по численности стал втрое меньше, на изготовление опытных образцов отводилось около года. Нужно было в кратчайшие сроки согласовать КД на технологичность, разработать 26 тыс. техпроцессов, провести минимальную подготовку производства. Неимоверно трудно, с огромными нервными затратами, но и с колоссальным удовлетворением, уже можно сказать, мы справились! Изготовили не только три опытных образца средней гусеничной платформы “Курганец-25”, но и изделия для ВДВ – БМД-4М и БТР-МДМ. В сентябре 2013 г. продемонстрировали их на международной выставке в Нижнем Тагиле, в декабре отправили на показ президенту России.
– Думаю, не ошибусь, если скажу, что это лишь начало большой работы?
– Задачи текущего года не менее серьезные. “Курганмашзаводу” предстоит изготовить еще три опытных образца перспективной боевой машины, предназначенных для проведения госиспытаний. Уже начато производство техники, которая будет участвовать в юбилейном параде на Красной площади в Москве в 2015 г., – это 24 “Курганца” и 24 единицы боевой техники для Воздушно-десантных войск. Под эту задачу запланировано провести перераспределение технологических потоков, реконструкцию в сборочно-сдаточном производстве. И это все в условиях доработки конструкции изделий.
– Как решается вопрос по техоснащению производства?
– К 2015 г. для МСЗ будет закуплено 8 единиц оборудования для мехобработки: высокопроизводительные станки позволят наладить серийный выпуск ходовой части боевых машин. Появится возможность качественного изготовления корпусных деталей бустеров, барабанов, обладающих низкой жесткостью и наличием наружных и внутренних зубчатых венцов с повышенными требованиями. Это первый запланированный этап обновления станочного парка на предприятии. В рамках второго этапа будет приобретено еще 18 единиц для МСЗ. Есть задумка создать там цех трансмиссий, укомплектовав его современным оборудованием.
Для ЗСК принято решение по приобретению установки гидроабразивной резки листового проката, позволяющей исключить припуск по наружному контуру и сократить время механической обработки в три раза. Также для расшивки “узких” мест по механической обработке запланировано приобрести в 2014-2015 гг. по одной единице оборудования.
– По сути, это начало подготовки производства под серийный выпуск военной техники, под большой гособоронзаказ. Но КМЗ помогает и другим предприятиям Концерна “Тракторные заводы” выполнять плановые задания. Одно другому не мешает?
– Сейчас активно ведется работа по разгрузке КМЗ от номенклатуры, с которой могут справиться и другие предприятия холдинга. Много узлов и деталей изготавливалось в Кургане для Липецкого завода гусеничных тягачей, теперь 90% этой номенклатуры решено передать на “Промтрактор-Вагон”, “Промтрактор”. У нас останется только то, что для ЛЗГТ из-за отсутствия специального оборудования не сможет сделать больше никто. Речь о зубообрабатывающих операциях, шлифовальных, штамповочных.
– В апреле отдел главного технолога отметил 60-летие. Что отличает ваш коллектив? Почему вы можете им гордиться?
– Так сложилось, что с самого основания Отдел главного технолога “Курганмашзавода” был в числе лучших в Министерстве оборонной промышленности СССР. В Курган нередко приезжали коллеги из разных городов страны перенимать опыт как профессиональный, так и организационного плана.
И сегодня костяк ОГТ – высококвалифицированные опытные инженеры, для которых взаимовыручка, ответственность, стремление сделать свое дело с максимальной отдачей – не просто слова, но стиль работы. И еще наш коллектив отличает внутренняя дисциплина – стержень, на котором все держится. Инженеры-технологи КМЗ – это люди, которые умеют и любят учиться. Сегодня они закладывают основы будущего развития предприятия, а это интересно вдвойне. (Трактор.ру/Машиностроение Украины и мира)