По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), действия государства по ужесточению требований по локализации продукции транспортного машиностроения создают предпосылки для инновационного развития отрасли. Интерес со стороны иностранных машиностроителей к российскому рынку сохраняется и в таких условиях, однако требуется определение единой формулы локализации для корректной оценки предложений производителей.
В рамках круглого стола “Локализация производства продукции железнодорожного машиностроения и элементов инфраструктуры в России” заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом “Кооперация с иностранными производителями: состояние и перспективы”.
Докладчик отметил, что ранее ИПЕМ принимал активное участие в формировании долгосрочных планов развития российского транспортного машиностроения. По заказу Минпромторга РФ был разработан проект Стратегии развития транспортного машиностроения РФ до 2030 г., а также выполнена доработка государственной программы “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности” в части транспортного машиностроения. В данных работах специалисты ИПЕМ указали, что государственная промышленная политика должна быть направлена на создание и ввод в эксплуатацию отечественных инновационных разработок, для чего требуется решение ключевой проблемы – создание/поддержание долгосрочного оплаченного спроса.
“При этом на примере рынка трамваев видна готовность производителей участвовать в конкурсах в России, – указал Владимир Савчук. – Государство только высказало мысль о необходимости обновления трамвайного парка российских городов, как производители представили перспективные модели производства. Ситуация выглядит достаточно уникально – оплаченного спроса в виде конкурсов еще нет, а разработки, готовые к производству, уже есть”.
В. Савчук также отметил, что сегодня государство активно перешло к стимулированию реализации инновационного потенциала, и предпринимаются конкретные шаги по импортозамещению. Органы власти уже внимательно отслеживают крупные тендеры (к примеру, на поставку подвижного состава для метрополитена Москвы) и в обязательном порядке вводят требования по локализации продукции. В частности, в конкурсе на поставку вагонов метро для Москвы локализация производства продукции должна составлять не менее 70%. При органах власти создаются профильные экспертные группы для формирования единой линии развития отраслей: при Минпромторге сегодня работает Координационный совет по вопросам транспортного машиностроения, при котором сформированы рабочие группы по развитию локомотивостроения, вагоностроения, городского рельсового транспорта.
“Промышленная политика России сегодня приближается к лучшим мировым образцам, – продолжил мысль эксперт. – В США действует закон “Buy American” (“Покупай американское”), в рамках которого на территории страны должен быть произведен не только конечный продукт, но и компоненты, и даже добыто сырье для их производства. Более того, отдельные соответствующие акты есть и у штатов: у шт. Калифорния есть соответствующий закон “Buy Californian”.
В качестве наиболее эффективной формы кооперации российских и иностранных производителей Владимир Савчук указал создание инжиниринговых центров, где российские и иностранные специалисты совместно работают, доводя определенную технологию до соответствия техническим требованиям российских заказчиков и развивая ее в дальнейшем.
Однако, по словам Савчука до сих пор остается острым вопрос касательно формулы локализации продукции транспортного машиностроения. “Государством сегодня пока не принята методика оценки локализации в отрасли, – указал Савчук. – В результате отсутствия единой системы измерения, каждый рассчитывает глубину локализации по своей методике (таможенная собственность, физические и временные затраты и т. д.), что не позволяет полноценно оценивать предлагаемые производителями решения. На данный момент, единая система измерения есть в автомобилестроении – через технологические операции. Представляется уместным использовать определенный подход и в сфере производства подвижного состава”.
Как отметил эксперт, расчет процента локализации через таможенную стоимость компонентов выгоден прежде всего экономике и обществу, так как стимулирует производителей к более глубокой локализации с созданием значительного количества рабочих мест и большего роста ВВП страны. Расчет локализации через технологические операции существенно облегчает администрирование и контроль со стороны государства и заказчика. Однако второй вариант может приводить к созданию, преимущественно, сборочных производств с ограниченными эффектами для экономики и незначительным ростом количества рабочих мест. “Целесообразно выполнить соответствующие расчеты и оценки использования различных формул расчета локализации и принять наиболее эффективную”, – резюмировал Савчук. (Портал машиностроения/Машиностроение Украины и мира)