Украинское правительство планирует восстановить поставки вагоностроительной продукции в Беларусь – такой курс анонсировало Минэкономики Украины в рамках программы поддержки отечественных экспортеров.
Данный вопрос стал одним из рассмотренных в ходе заседания украинско-белорусской рабочей группы высокого уровня, посвященной проблемам двусторонней торговли.
В эпицентр украинских экспортных интересов были вынесены поставки в Беларусь двух групп товаров – продовольственных (мясомолочной продукции) и продукции вагоностроения. В части первой группы украинская сторона выразила озабоченность новыми белорусскими правилами – усложненной процедурой санитарно-гигиенической экспертизы, введенной согласно постановлению белорусского правительства в августе. Вторая группа товаров является крайне важной статьей украинского экспорта, подчеркнула руководитель украинской делегации, заместитель главы Минэкономики Наталья Микольская.
Сегодня Беларусь фактически прекратила закупки украинской продукции вагоностроения – за 9 месяцев поставки выполнены на $20 тыс.; в 2014 г. поставки были нулевыми. Резкое сворачивание объемов экспорта украинских грузовых вагонов в Беларусь стартовало в 2013 г. – если в 2012 г. было поставлено более 2,2 тыс. ед., то в 2013 г. – лишь 85 ед.
Сужается и ниша спроса для украинских вагоностроителей, что затронуло и поставки в Беларусь. Еще в 2012 г. Беларусь закупала практически всю гамму продукции украинского грузового вагоностроения (наливной парк, хопперы, крытые, полувагоны); годом позднее закупались лишь цистерны и полувагоны. Далее белорусская сторона ограничилась единичными закупками комплектующих.
Как подчеркнула Микольская, для украинских экспортеров продукции вагоностроения важен не только белорусский рынок, но и рынок ЕАЭС в целом. В свою очередь, белорусские участники переговоров выразили озабоченность сложностями украинского таможенного оформления – в частности, это касается нефтепродуктов, основной статьи белорусского экспорта в адрес Украины. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)