Переход со снимаемой с производства ракеты-носителя “Союз-У” на модернизированный “Союз-2.1а” никак не связан с аварией грузового корабля “Прогресс-МС-04” и носит поэтапный плановый характер, сообщает источник в руководстве космической отрасли.
Ранее ряд СМИ заявили, что в начале 2017 г. Россия якобы откажется от использования ракет “Союз-У” для запуска “грузовиков” к МКС.
“Надо понимать, что поэтапный вывод ракеты “Союз-У” из эксплуатации вообще никак не связан с аварией “Прогресса”. Изначально было запланировано отстрелять все имеющиеся “Союзы-У” и тем самым перейти на модернизированные “Союзы-2.1а”. К настоящему времени у “Роскосмоса” осталась только одна ракета “Союз-У”, новые заказывать и не планировалось”, – отметил собеседник.
“Прогресс-МС-04” потерпел аварию вечером 1 декабря над безлюдной гористой местностью в Туве. Большинство его фрагментов сгорели в атмосфере, однако некоторые обломки упали в 60-70 км западнее столицы Тувы Кызыла.
Данные телеметрии подтверждают, что космический грузовик “Прогресс-МС-04” отделился от третьей ступени ракеты-носителя “Союз-У”, однако пока экспертам не понятно, почему он затем вышел из штатного режима и через некоторое время разрушился.
Ранее специалисты полагали, что авария могла произойти в результате нештатной работы двигателей третьей ступени “Союза-У”. Выдвигались версии о некачественной сборке, прогаре камер сгорания, повреждениях сварного шва. Но после обработки телеметрических данных до 383-й секунды полета предварительно можно говорить, что отделение произошло, и уже после этого на самом “Прогрессе” произошла нештатная ситуация, приведшая к его разрушению и последующему падению.
Кроме того, выдвигались версии, согласно которым система управления ракеты “Союз-У” могла выдать команду на аварийное выключение двигателей третьей ступени, после чего грузовик “Прогресс МС-04” преждевременно отделился, затем вышел из штатного режима полета и разрушился.
Вместе с тем, согласно циклограмме полета, на грузовике раскрылись навигационные антенны, но не успели раскрыться солнечные батареи, что подтверждается словами комментатора НАСА в подмосковном Центре управления полетами. Затем “Прогресс” еще примерно полторы минуты передавал телеметрию, после чего начался его сход с орбиты.
Грузовой космический корабль должен был доставить к МКС более 2,5 т груза. Помимо топлива, воды и сжатых газов, на борту находились оранжерея “Лада-2”, в которой планировалось впервые вырастить сладкий перец на орбите, скафандр новой модификации “Орлан-МКС” с автоматической системой терморегулирования, позволяющей космонавтам не отвлекаться на включение и выключение систем обогрева, а также фрукты к новогоднему столу членов экипажа.
Пуск ракеты-носителя с “Протоном” был застрахован на 2,135 млрд. руб., сообщила пресс-служба “Роскосмоса”. Страховку выплатят после окончания работы комиссии по выяснению причин аварии. (aex.ru/Машиностроение Украины и мира)