Активность на рынке лизинга в 2010 г. превзошла все прогнозы, наблюдается уже не восстановление, а новый этап роста. Сейчас важно учесть уроки кризиса и не допустить чрезмерного смягчения критериев оценки рисков.
Новые сделки на рынке лизинга в прошлом году продемонстрировали динамику, сопоставимую с 2007 г.: сумма контрактов по сравнению с 2009 г. выросла в 2,3 раза. Столь высокую активность уже трудно назвать восстановлением – скорее, это волна роста. Объем нового бизнеса в денежном выражении составил 725 млрд. руб., совокупный лизинговый портфель на 1 января 2011 г. увеличился до 1180 млрд. руб.
Повышение активности превзошло все прогнозы: в конце 2009 г.участники рынка предполагали прирост на 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 г. “Эксперт РА” прогнозировал увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок расширился на 130%.
Быстрый рост, на наш взгляд, обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (это позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.
Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010г. – “ВЭБ-лизинг”, “Сбербанк Лизинг” и “ВТБ-лизинг”. В сумме на эти компании пришлось 41,1% объема новых сделок.
Наибольший объем контрактов (106,3 млрд. руб.) был заключен ОАО “ВЭБ-лизинг”. Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с предыдущим годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, “ВЭБ-лизинг” успешно развивает и корпоративное, и розничное направление. В сфере малого и среднего бизнеса проведена масштабная работа по расширению филиальной сети: в 2010 г. было открыто 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России.
“Сбербанк Лизинг” тоже активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Беларуси. В структуре новых сделок компании 38% пришлось на лизинг железнодорожной техники, собственный парк грузового подвижного состава составил более 34 тыс. единиц. (Эксперт РА/ Машиностроение Украины) (Подробнее см. в журнале «Машиностроение Украины»)