Необходимость создания в России цивилизованной системы утилизации сельхозтехники назрела давно. Сегодня на просторах страны работает почти полмиллиона колесных и гусеничных тракторов, 158 тыс. комбайнов. Степень их износа уже превысила 80%. По подсчетам специалистов, в 2013 г. порядка 320 тыс. сельхозмашин нужно будет отправить в утилизацию.
Параллельно с этим возникнет необходимость переработки сопутствующих компонентов (аккумуляторных батарей и шин) в количестве 190 и 500 тыс. штук соответственно.
Необходимость стимулирования “перевооружения” фермеров и переработки отслужившей техники обсуждается профильными министерствами уже не первый год. Еще осенью 2010 г. варианты решения этой проблемы рассматривала специальная рабочая группа во главе с первым вице-премьером РФ Виктором Зубковым. Она активизировала свою деятельность в апреле 2011 г., когда, будучи премьер-министром России, Владимир Путин вновь поднял вопрос о госпрограмме утилизации сельхозтехники по аналогии с продукцией автопрома.
В конце сентября 2011 г. Виктор Зубков заявлял, что ему удалось убедить Минфин выделить 3,5 млрд. руб. на реализацию программы в 2012 г. Однако программа канула в лету, так и не став реализованной.
Между тем, объемы устаревшей техники постоянно увеличиваются. В первую очередь, за счет ввоза изрядно бывших в употреблении тракторов из Китая и других стран, предлагающих эту технику по сравнительно низким ценам. В итоге страдает не только производительность сельскохозяйственной отрасли, но и экология.
Однако острота проблемы не сильно заметна из-за того, что влияние состояния старых тракторов и комбайнов на безопасность людей не так очевидно, как, например, запчастей автомобилей и самолетов. Эксперты отмечают, что госпрограмм по утилизации сельхозтехники нет и за рубежом. Но там сборщики сами активно вывозят от аграриев старую технику и перерабатывают ее на тех же площадках, что и автомобили. Их добыча – лом черных и цветных металлов.
Таким образом, благодаря экономической привлекательности рециклинга, устаревшие тракторы и комбайны утилизируются, а не вредят экологии. “В деталях, снимаемых с отслужившей сельхозтехники, нет вредных для окружающей среды веществ. Но они могут быть грязными, с остатками ГСМ, спецжидкостей. А уже эти вещества загрязняют водные объекты и почву. Но никому в Минпромторге оценка вреда окружающей среде в результате реализации данного мероприятия не интересна”, – отмечает доктор технических наук, член НТС Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы Юрий Трофименко.
По словам руководителя токсической программы “Гринпис России” Алексея Киселева, помимо опасных жидкостей, в сельскохозяйственной технике, как и в любой транспортной, могут быть вредные пластмассы, например, поливинилхлорид, который токсичен при горении. Кроме того, старые краски могут содержать свинец. “Если взять условный трактор и проанализировать его в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, он попадет под класс опасности не ниже второго”, – отметил эксперт.
Озабочены негативным влиянием старой техники на экологию и сами производители. “Ситуация очень серьезная. На такой небезопасной технике работают наши операторы, негативное воздействие за счет выброса вредных веществ она оказывает на экологию. Все это в конечном итоге отрицательно влияет на нашу продовольственную безопасность”, – отмечает заместитель председателя Комитета при Бюро ЦС “Союза машиностроителей России” по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Наталья Партасова.
“Единственный способ избежать экологического ущерба – рециклинг отслуживших сельхозмашин”, – уверен Алексей Киселев. Для этого в России должна сложиться полноценная отрасль переработки отходов. Чтобы она работала эффективно, нужно создать соответствующие стимулы как для предприятий, так и для владельцев отработанной техники. Сделать это необходимо на законодательном уровне. В настоящее время меры по созданию отрасли рециклинга обсуждаются в рамках поправок в закон “Об отходах производства и потребления”.
С 1 сентября 2012 г. введен утилизационный сбор, который государство взимает с юрлиц за каждое транспортное средство, как ввозимое в страну, так и произведенное на ее территории. Отметка в ПТС об уплате утилизационного сбора – обязательное условие регистрации автомобиля. Соответствующие поправки внесены в ФЗ “Об отходах производства и потребления” и ст. 51 Бюджетного кодекса России.
В обязательном порядке сбор должны будут платить лишь зарубежные концерны. Российские автопроизводители могут уйти от “авторециклингового налога”, предоставив гарантии утилизации своей продукции, когда она откатает отпущенный срок. Для этого им нужно организовать пункты приема “автохлама” на территории всех субъектов России, в каждом городе с населением более 500 тыс. человек. Кроме того, на плечи автопроизводителей ложатся также расходы по транспортировке машин до места утилизации.
Такие меры вызваны вступлением России в ВТО и последующим снижением пошлин на ввозимые автомобили. Однако сокращение размеров таможенных платежей коснется и сельскохозяйственной, лесозаготовительной и дорожно-строительной техники. Например, размер пошлины на комбайны уменьшится с 15% до 5%, тракторы – с 15% до 10%.
Производители техники считают, что это будет стимулировать ввоз в Россию старой зарубежной техники, которой и без того немало в стране. Поэтому они предлагают ввести утилизационный сбор и на машины, применяющиеся в сельском хозяйстве, лесозаготовках и дорожном строительстве.
Первый вице-президент Союза, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев выступил с инициативой внесения соответствующих поправок в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”. Законопроект предусматривает создание системы утилизации особого вида отходов – сельскохозяйственной и лесозаготовительной, строительной и дорожной техники. В этой части закон устанавливает опережающую форму создания системы безопасной утилизации: сначала обеспечивается финансовая база, на основе которой финансируется создание промышленности утилизации указанных видов техники. При этом нагрузка ложится на производителей и импортеров.
Согласно законопроекту, сбор будет рассчитываться по той же схеме, что и транспортный налог, то есть при помощи базовой ставки и различных коэффициентов. Базовая ставка будет единой для России.
Подготовлены предварительные расчеты сбора, основанные на расчетах предприятий-утилизаторов. Сбор за новую сельскохозяйственную технику должен составить 60-450 тыс. руб., лесопромышленную – 80-525 тыс. руб. К подержанной технике также будут применены повышающие коэффициенты.
Базовую ставку для самоходных сельскохозяйственных машин предлагается установить 30 тыс. руб. (в ценах 2013 г.). Коэффициент утилизационной трудоемкости определяется в зависимости от массы машины, а также на основе других факторов. Сформированы ставки для самоходной лесопромышленной техники исходя из базовой ставки – 35 тыс. руб. (в ценах 2013г.). Также и с дорожной техникой.
По словам Натальи Партасовой, это лишь предварительные расчеты, предложенные российскими производителями техники. В итоговой редакции закона, если он будет принят, могут быть другие цифры.
Сбор будет уплачиваться при ввозе техники одновременно с уплатой таможенных платежей (для импортного товара) или до регистрации машины (для продукции, произведенной на территории России). Оплачивать сбор будет покупатель машины в момент получения Паспорта самоходной машины (ПСМ). Оплата сбора будет фиксироваться штампом в ПСМ. Он обеспечит право дальнейшей бесплатной утилизации лицензированными органами.
Наталья Партасова отметила, что средства от уплаты утилизационного сбора будут поступать в бюджет РФ. В дальнейшем – направляться на техническую и технологическую модернизацию российских предприятий, в том числе создание утилизационных мощностей. При этом размер сбора не должен превышать уровень падения ввозных таможенных пошлин.
Предполагается, что покупатель будет вовсе освобожден от сбора в том случае, если российский производитель будет (в установленном правительством РФ порядке) гарантировать, что сам утилизирует произведенную им сельскохозяйственную технику.
По словам Натальи Партасовой, речь идет о создании в России новой единой системы утилизации, которая будет предусматривать утилизацию не только автомобилей, автобусов, грузовых вагонов но и сельскохозяйственной, лесозаготовительной и дорожно-строительной техники. “У нас очень много схожих технологических операций и составно-компонентной базы. Отправлять в рециклинг можно аккумуляторы, шины, масла, пластик и стекла. Это будет позволять унифицировать технологический процесс самой утилизации”, – отметила она.
Несмотря на то, что законопроект был внесен в Госдуму еще летом 2012 г., до сих пор в нем остается ряд задач, которые еще предстоит решить. Одна из основных проблем развития отрасли рециклинга в России – отсутствие отлаженной централизованной системы сбора отходов. Для сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники она приобретает особую остроту, так как эти машины более тяжеловесны и их намного трудней транспортировать на предприятия по утилизации.
“Мы понимаем, что комбайн подтащить к утилизационному пункту – очень тяжело, особенно на Дальнем Востоке или в Сибири… Какой будет механизм, какой будет подход – пока мы с коллегами не договорились, потому что это очень серьезно. Задача наша сегодня – найти искомое”, – сказала Наталья Партасова.
Особые сложности могут возникнуть при утилизации лесозаготовительной техники. “Сельскохозяйственная, дорожная техника выпускается большими партиями, а наша – почти единично (менее 100 штук)… Такую технику нужно как-то привязать к централизованному пункту сбора сельхозтехники в том или ином регионе. Должна быть какая-то концентрация. Потому что сам завод, выпускающий эти машины, не сможет ее куда-то потом доставлять. Это крайне важный организационный момент, требующий решения”, – отметил исполнительный директор Ассоциации “Рослесмаш” Семен Илюшкин.
Специалисты сходятся во мнении, что для создания эффективной системы утилизации необходима консолидация бизнеса, власти и экспертного сообщества. В противном случае реализовать настолько серьезный проект будет нереально.
“Утилизация – целая отрасль, которая создает ценности. Вот эти груды ржавой техники по всей стране – металлолом, она переводит во что-то значимое и полезное. Поэтому, я считаю, что законопроект крайне стратегический. Мы готовы предложить все имеющиеся у нас интеллектуальные, аналитические и другие ресурсы для того, чтобы помочь максимально быстро реализовать данную инициативу”, – заявил председатель правления Некоммерческого партнерства “Производителей дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники”, генеральный директор компании RM-Terex Александр Филатов.
Идею машиностроителей уже поддержал президент России Владимир Путин. “Я думаю, что это целесообразно и возможно, и главное, не противоречит правилам ВТО”, – сказал глава государства на встрече с губернатором Ростовской области, комментируя соответствующие предложения одного из участников встречи.
По словам Владимира Гутенева, в конце концов, законопроект должен стать тем законом, который сохранит рабочие места на предприятиях, поможет создать утилизационные мощности, несомненно, улучшит экологическую ситуацию в стране и откроет довольно широкие перспективы для развития российской сельскохозяйственной отрасли. Первый зампредседателя Комитета по промышленности Госдумы РФ рассчитывает, что утилизационный сбор “заработает” уже с 1 мая. (Metalmonitor/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)