Дождутся ли потенциальные покупатели авто летом каких-то новинок и скидок? И как вообще планируют работу автомобильные компании в летний сезон? Прогнозы дают крупнейшие операторы рынка. Зачастую они противоречивы, но, к счастью, далеко не всегда пессимистичны.
Летом деловая активность традиционно затухает, а спрос на автомобили падает. Чтобы оживить его, продавцы обычно проводят какие-то акции. Они не обязательно помогают, но хотя бы дают надежду, на увеличение продаж. В нынешнем году ситуация нестандартная и нестабильная. А значит обычные маркетинговые инструменты – не работают.
В сложившейся сегодня ситуации радует, если не оптимизм, то хотя бы разнообразие ответов респондентов. Самый оптимистичный прогноз на летние продажи дал глава “Ситроен Украина” Лоик Сибрак. По его мнению, рынок должен стабилизироваться в ближайшее время и оживится уже с июля. К концу года – выход на ежемесячные продажи 15-16 тыс. автомобилей.
Если этот прогноз осуществится, то “Ситроен Украина” рассчитывает, что по итогам 2014 г. продажи новых автомобилей в Украине составят 150 тыс. автомобилей (легковые + LCV). А для того, чтобы спрос оживился, нужна стабильность. Как в политической сфере, так и в экономике. Очень важен стабильный курс валюты, ведь как раз в последние месяцы все стали заложниками курсовых колебаний: продажи обвалились, поскольку для клиента было просто невозможно спланировать покупку, считает Сибрак.
Директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик ожидает, что дна рынок достиг в мае – продажи вряд ли превысят 5 тыс. единиц. Далее, сообщил он, есть надежда на небольшую стабилизацию и оживление. Но весенних показателей емкости (9-10 тыс. ед.), а тем более прошлогодних (на уровне 15 тыс. ед.) рынок вряд ли достигнет, прогнозирует Боровик.
То, что рынок летом будет лучше, чем в апреле-мае прогнозирует и глава правления “Рено Украина” Ян Птачек.
А вот руководитель по сбыту легковых автомобилей Volkswagen ООО “Порше Украина” Сергей Носенко считает, что летом, наоборот будет спад спроса и продаж. И оживление спроса, сообщил он, возможно только при стабилизации политической ситуации, прекращении боевых действий на Востоке, стабилизации и снижении курса доллара.
Некоторое увеличение покупательского интереса уже летом прогнозирует руководитель брэнда Audi в компании “Порше Украина” Александр Божко. По его мнению, это произойдет благодаря стабилизации политической ситуации и улучшению общего настроения потенциальных покупателей.
Руководитель отдела SEAT ООО “Порше Украина” Дарья Штименко большие надежды возлагает на стабилизацию и укрепление гривни, четкое видение политического развития страны и, конечно же, на улучшение настроения украинцев. Штименко также сообщила, что, к сожалению, из-за сложившейся политико-экономической ситуации автомобильный рынок практически парализован. Но потенциал у украинского автомобильного рынка, по ее мнению, невероятно велик и рано или поздно он, конечно же, начнет расти. Но на это нужно время. Поэтому какие-либо движения в сторону увеличения рынка Дарья Штименко ожидает ближе к концу лета. Оживление рынка летом, с ее точки зрения, будет довольно незначительным.
Директор по маркетингу AutomotiveEuropeCorporation Павел Непша прогнозирует возможность несущественного оживления рынка летом, за счет отложенного из-за нестабильной ситуации в стране спроса. Особенно это касается юго-востока, где дилеры вынуждены были заморозить бизнес и прятать автомобили. По мнению Непши, в краткосрочной перспективе оживить спрос может стабилизация обстановки и формирование условий для выхода из экономического кризиса. По крайней мере, бизнес и экономически активное общество должны получить об этом ясный сигнал. В средне- и долгосрочной перспективе стимулировать спрос будут рост экономики, и либерализация законодательства, регулирующего налоги и пошлины на авто.
Что будет с ценами и продажами авто летом. Прогноз операторов В пресс-службе “Тойота Украина” сообщили, что незначительное оживление спроса, по их прогнозам, может произойти осенью этого года. А летом ситуация будет находиться примерно на том же уровне, что и в данный момент.
В пресс-службе “Хонда Украина” не рассчитывают на резкий скачок продаж летом. Не стоит забывать, что обычно лето – это период относительного затишья. Ситуация в стране еще не стабилизировалась окончательно, очень многое зависит от действий нового президента и правительства, считают в “Хонда Украина”. И надеются, что их политика положительно повлияет на ситуацию.
Повышение спроса зависит от ряда факторов. Конечно же, главные из них – это стабильная обстановка в стране и экономический рост, а вместе с ними и увеличение покупательской способности граждан. Сегодня крайне важно стабилизировать ситуацию на востоке страны. В этом регионе всегда был высокий спрос, и возвращение к нормальной жизни положительно скажется на рынке в целом. Если же говорить непосредственно об отрасли, то на нее влияет наличие всевозможных пошлин. Этой весной уже был отменен утилизационный сбор, но зато акциз значительно увеличился, комментируют в “Хонда Украина”.
Генеральный директор ООО “Еврокар” Марина Яковлева фактически выразила общее мнение операторов. Так же, как и опрошенные респонденты, Яковлева считает, что состояние рынка будет зависеть от ситуации в стране в целом, стабилизации обстановки в Луганской, Донецкой областях, и конечно, от стабильности гривни.
Ценовые колебания из-за курсовой разницы гривни и доллара/евро, не только застали врасплох, но и озадачили многих покупателей. Гривневая стоимость автомобилей выросла в соответствии с валютным курсом, но зарплаты остались прежними – их никому не индексировали.
Сегодня, когда прошел первый ценовой шок, операторы рынка считают, что стабилизация курса поможет покупателям преодолеет психологический барьер и вновь обратить внимание на автомобили. Чтобы ускорить этот процесс и адаптация потенциальных клиентов проходила быстрее, некоторые компании предлагают специальные условия покупки новых авто.
Например, в “Ниссан Мотор Украина” сообщили, что цены на автомобили Nissan и Infiniti в Украине формируются в долларах США и выражаются в гривнях по курсу НБУ. Соответственно, цены на автомобили будут меняться при изменении официального курса доллара США. Но, важно отметить, что в дилерской сети компании “Ниссан Мотор Украина” пока еще есть автомобили, цены на которые зафиксированы по курсу 10,5 грн./$.
По словам Дарьи Штименко, SEAT не только стабилизировал цены, но вывел их на уровень января прошлого года. Помимо этого, действуют очень привлекательные цены на автомобили 2013 г. в. с выгодой для клиентов до 16% уже от новых более низких цен.
Как сообщил глава “Ситроен Украина” Лоик Сибрак, благодаря тому, что сейчас курс доллара снизился и стабилизировался, “гривневые” цены на автомобили Citroеn уже в мае уменьшились на 13%. Цена на автомобили Citroеn установлена в долларах и пересчитывается по коммерческому курсу.
Марина Яковлева сообщила, что поскольку большинство импортеров зависят от конъюнктуры валютного рынка, стабилизация цен будет всецело зависеть от состояния украинской гривни. Вместе с тем, крайне низкие продажи, по мнению госпожи Яковлевой, будут заставлять операторов рынка использовать ценовые акции для стимулирования сбыта, что, впрочем, происходит и сейчас.
Сергей Боровик считает, что сегодня цены на автомобили стабилизировались. Далее они будут идти “вместе” с курсом. Но с ним не согласен Сергей Носенко. В частности, он сообщил, что, по его мнению, цены еще далеки от стабилизации. Они будут расти. Сейчас многие и “Порше Украина” в том числе, распродают авто для сокращения склада и стимулирования продаж на период падения рынка. Когда рынок стабилизируется, распродажи закончатся и цены вырастут.
Другие собеседники придерживаются мнения, что цены на автомобили в ближайшем будущем будут полностью зависеть от колебаний курса. В частности, Ян Птачек считает, что цены прямо пропорционально зависят от обменного курса валют. Если обменный курс будет оставаться стабильным, то и цены будут стабильными.
Такого же мнения придерживается и Павел Непша: “цены на импортный товар напрямую зависят от курса, и вот пока мы сохраняем их без изменений. Если произойдет рост или падение курса, соответственно цены будут откорректированы”.
Такой же взгляд на ценовые перспективы разделяют в “Тойота Украина”, “Хонда Украина” и “Виннер Импортс Украина”, где стоимость авто привязана к доллару или евро. Все, кто привязан к курсу гривни к иностранной валюте, будут плыть по его течению. Стабильный курс – стабильная цена, плавающий курс – плавающая цена.
Таковы ценовые перспективы на лето. Для покупателей они – возможность (не исключено, что последняя) еще купить автомобиль по “старой”, более демократичной цене. Для продавцов – испытание на креативность. В сложившейся в стране ситуации ее придется проявлять в полной мере, чтобы привлечь покупателей и хоть как-то оживить летние продажи. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)