Перед отечественными производителями открывается европейский рынок. Но нужна ли там украинская продукция, придут ли в Украину инвесторы и рентабельно ли в принципе делать авто в Украине?
По данным “УкрАвтопрома”, производство автомобилей в Украине падает. И этот негативный процесс набирает обороты. Причины всем хорошо понятны: политическая и экономическая нестабильность в стране и, как следствие, – снижение спроса и сокращение отечественного рынка. Кроме него нашим производителям мало куда можно предложить продукцию.
Еще одна причина сокращения производства – недавние законодательные инициативы правительства, по которым производители/сборщики не только лишились минимальной защиты в виде утилизационного сбора и спецпошлин, но и получили дополнительную финансовую нагрузку после двойного повышения акциза на новые автомобили и кузова для промышленной сборки.
В сложившейся ситуации нашим производителям могли бы помочь новые рынки сбыта их продукции. Как сообщил заместитель генерального директора по маркетингу и продажам КрАЗа Юрий Облог, сбыту украинской продукции могут помочь любые новые рынки. И рынок Евросоюза, в частности. Перспективы выхода на него у АвтоКрАЗа вполне реальны, даже не глядя на высокую конкуренцию на рынке Европы, считает Юрий Облог. КрАЗ уже предпринимаем в этом направлении активные действия. Например, создали шасси под коммунальные надстройки, которое в настоящее время завершает сертификационные испытания, с двигателем фирмы Daimler экологического стандарта Евро-5. Этот автомобиль составит достойную конкуренцию аналогам, но в ценовом отношении будет привлекательнее европейских конкурентов. В Европе огромный рынок для нашей коммунальной техники: мусоровозов, ассенизаторов, пылесосов, каналопромывочных машин и пр. Однако, сейчас выйти на европейский рынок сложно, потому что там тоже упала бизнес активность, нет финансирования.
Директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик, также не исключает возможность выхода украинской автомобильной продукции на европейский рынок. В частности, он сообщил, что по его мнению, основная часть производственных мощностей украинских автозаводов ориентирована на внутренний рынок и на внутренний спрос. Рынки и СНГ, и Евросоюза, по мнению Боровика, будут для украинского автопрома за заградительными барьерами. Перспектива, конечно, есть, но очень далекого будущего. Чтобы наша продукция была конкурентоспособной на международных рынках, в страну должны прийти крупные инвесторы и принести сюда новейшие технологии. Пока для этого нет ни условий, ни предпосылок. А перспективы выхода украинских авто на европейский рынок реальны, если этим будут системно и комплексно занимаются все – от государства до крупного бизнеса.
Вполне реальной видят перспективу поставки продукции машиностроения, в том числе и автомобилестроения, из Украины на рынок Евросоюза, в пресс-службе Корпорации “УкрАвто”. А директор ООО “Торговый дом “Эталон Авто” Вадим Шкарупин, наоборот считает, что это не реально.
Как сообщил заслуженный экономист Украины, президент ассоциации “Укравтопром” Михаил Резник, предложения на европейском авторынке значительно превышают спрос. Чтобы войти на этот рынок нужно иметь высоколиквидный продукт, отвечающий всем техническим регламентам ЕС. Нет смысла скрывать, что такого продукта, готового для экспорта на рынки Евросоюза, в Украине нет, и без стратегического партнерства с глобальными игроками мирового автопрома его не будет.
Чтобы хотя бы претендовать на право выхода на европейский рынок, надо иметь соответствующую продукцию по соответствующей цене. У большинства украинских предприятий ее нет. В пресс-службе Корпорации “УкрАвто” сообщили, что понимание вопроса о новых моделях возможно лишь после стабилизации политической и экономической ситуации в Украине и определения стратегии развития экономики страны. То же можно сказать и о ценовой политике.
Вадим Шкарупин рассказал о новых моделях “Эталон”. Это – низкопольный городской автобус А081.28, который был презентован в прошлом году.
Юрий Облог сообщил, что согласно плану опытно-конструкторских работ на 2014 г. будет создан ряд новых моделей автомобилей “КрАЗ”. Предприятие продолжает развивать перспективную для КрАЗа безкапотную тему. И идет путем, как увеличения, так и снижения грузоподъемности до 8 т, 5 т и ниже. Уже практически на выходе новое самоходное шасси 8Х8 грузоподъемностью 27 т, созданное под тяжелые крановые установки, нефтегазовое оборудование и различное оборудование оборонного комплекса. Также в этом году запланировано создание универсального шасси 4х2, максимально унифицированного под различные силовые установки и спецнадстройки, безкапотного самосвала 8х4 повышенной грузоподъемности.
Сергей Боровик сообщил, что новые модели, если и появятся, то в нынешних условиях будут импортироваться, а не производится в Украине.
О партнерстве с глобальными игроками мирового автопрома в Украине говорят уже не один десяток лет. Однако, большими достижениями в этой области похвастаться мы не можем. Скорее речь идет о единичных случаях.
Тем не менее, в пресс-службе Корпорации “УкрАвто” считают, что если за последние 25 лет это удалось сделать России, Турции, странам Восточной Европы, то почему это не реально в Украине? Юрий Облог также уверен, что инвестора привлечь сложно, но реально. КрАЗ работает в этом направлении с различными известными мировыми брэндами, но пока не так активно, как хотелось бы. Причина – в нестабильной политической ситуации в стране и выжидания инвесторов стабилизации обстановки.
“Конечно, реально”, – уверен и Сергей Боровик. Если даже Беларусь смогла это сделать. Только необходимо создать в стране соответствующие условия работы. А по мнению Вадима Шкарупина, инвестора привлечь реально, но… экономически нецелесообразно.
Михаил Резник считает, что для приглашения к производственному партнерству, а тем более производителя с мировым именем, необходимо иметь в активе предложение, от которого трудно отказаться. В случае с автомобилестроением такими предложениями могут быть либо быстрорастущий предсказуемый и защищенный внутренний рынок, либо инвестиционные условия, которые на порядок интереснее тех, что предлагают соседние рынки.
К сожалению, в ближайшее время Украина не сможет предложить интересный для инвестора рынок. Поэтому единственный путь для нас – это создание благоприятного инвестиционного климата. К слову, это и самый дешевый вариант, не требующий больших капиталовложений. Мировой опыт в этом направлении демонстрирует массу успешных примеров и не нужно изобретать украинский велосипед. Стоит лишь изменить подходы к оценке эффекта от предоставления особых условий индустриальным инвесторам – перестать концентрироваться на упущенных выгодах государства от льготного налогообложения (так как этих выгод, в любом случае, нет, и не будет без новых проектов), и проявить политическую волю. Тогда можно рассчитывать на крупных инвесторов и на вовлечения местного производства в глобальные сети поставок.
Ценовые перспективы у отечественного автопрома, в основном, тоже не очень радужные. Вадим Шкарупин считает, что даже если предприятие готово предложить реальную цену на продукцию, рентабельность зависит не только от цены, а и от объема производства и объема продаж. А для этого рынок должен покупать. Но рынок пока в “обмороке”.
Для того, чтобы привлечь покупателя приходится делать спецпредложения и акционные цены. В частности, Юрий Облог сообщил, что на КрАЗе постоянно ведется работа по снижению себестоимости продукции – это внедрение в производство новых прогрессивных технологий, улучшение организации производственных процессов, оптимизация производства, внедрение новых конструкций и материалов, поиск альтернативных поставщиков комплектующих. Весь этот комплекс мер позволил предприятию дважды с начала года, в целом на 15%, снизить цену на автомобили для украинских потребителей. Более того, покупателям теперь можно не бояться скачков курса валют – КрАЗ зафиксировал курс доллара на уровне 8,5 грн./$.
“На данном этапе ценовая политика производителей ориентируется в большей степени не на рентабельность, а на возможности удержаться на рынке и сохранить рабочие места на заводах”, – считает Михаил Резник.
Ресурса для существенного снижения цен ни у кого нет, констатирует Сергей Боровик. Поэтому, можно прогнозировать, что цены на авто останутся в переделах существующих на сегодня.
В чем эксперты были единогласны, так это в том, что развиваться нашему автопрому (а может и выжить) мешает, прежде всего, политика. Или ее отсутствие, если речь идет о государственной стратегии.
Как сказал Михаил Резник: “по Макиавелли политика – это знание о правильном и мудром правлении. С этой точки зрения, нам не хватает политики. Уже много лет существует острая нехватка промышленной политики государства и стратегии развития индустриального потенциала страны, о чем “Укравтопром” постоянно говорит на всех уровнях диалога с государством. Мы не просто говорим об этом, мы предлагаем конкретные решения. Но реализовать их крайне сложно из-за высокой степени политиканства, царящей в системе государственной власти”. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)