Государственное предприятие “ПО “Южный машиностроительный завод” им. Макарова” готовится начать серию пробных испытаний критически важных частей мощного ракетного двигателя, предназначенного для индийской тяжелой ракеты-носителя нового поколения. Этот двигатель, хотя и полностью изготовлен в Индии, был разработан в Украине под обозначением РД-810.
Работы с индийской организацией ISRO (тематика двигателей). Контракт 2017 г. на проведение до 2019 г. включительно огневых испытаний индийских жидкостных ракетных двигателей на опытно-экспериментальной базе “Южмаша”, – говорится в сообщении пресс-службы.
В 2005 г. Украина согласилась предоставить Индии разработки по теме РД-810, а 20 ноября 2006 г. Индийская организация космических исследований (ISRO) заключила с КБ “Южное” контракт на проект под кодовым названием Jasmine. В рамках этого проекта в Индии на базе РД-810 был разработан ракетный двигатель SCE-200 (SCE – semi-cryogenic engine – “полукриогенний двигатель”) в топливной паре “жидкий кислород/керосин”. Цифра 200 означает его тягу – 200 т.
ISRO планирует установить двигатель SCE-200 на модифицированном центральном ступени ракеты GSLV Mark 3, заменив старую двигательной установки. Это увеличило бы массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на геостационарную орбиту, с 4 до 6 т. Впоследствии четыре аналогичных двигатели, установленные на ракете нового поколения, могли бы доставить на ту же орбиту до 10 тонн, причем без применения ускорителей.
Кроме помощи в разработке двигателя, КБ “Южное” также консультирует ISRO в разработке перспективной ракеты-носителя.
По состоянию на 2014 г., КБ “Южное” подготовило полный комплект проектной документации, необходимой для производства и испытаний двигателя. Согласно источникам в отрасли, Индия впоследствии переиздала чертежи двигателя в соответствии со своими собственными стандартами и, возможно, внесла некоторые изменения.
Между тем КБ “Южное” решило прекратить дальнейшее развитие двигателя РД-810 внутри Украины, сосредоточившись вместо этого на разработке более мощного РД-815, который потенциально может иметь перспективы на рынке США. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)