Украинские автопредприятия в январе-марте произвели 2,064 тыс. автотранспортных средств, что на 43% больше, чем за три месяца 2017 г., в том числе выпуск легковых автомобилей возрос на 57,7% до 1,768 тыс. ед., сообщила ассоциация “Укравтопром”.
Согласно ее статистическим данным, все легковые автомобили, как и в аналогичном периоде прошлого года, произвело ЧАО “Еврокар”.
В то же время выпуск коммерческих автомобилей, зафиксированных в статистике “Укравтопрома”, в первом квартале сократился на 38% до 95 ед. (без учета данных ЧАО “АвтоКрАЗ”), тогда как выпуск автобусов возрос на 19% до 201 ед.
Как сообщалось, в январе-феврале производство автотранспорта выросло на 71% к аналогичному периоду прошлого года, прежде всего с учетом низкой сравнительной базы.
По итогам первого квартала лидером в общем автопроизводстве остается собирающий легковые автомобили Skoda “Еврокар”. Запорожский автозавод (ЗАЗ), который в январе-марте легковые авто не выпускал, произвел 81 коммерческое авто (против 153 ед. за тот же период 2017) и 15 автобусов (против пяти).
Как сообщалось, ЗАЗ в 2018 г. практически отказался от выпуска “легковушек”.
Лидером автобусного производства стал завод “Черкасский автобус”, выпустивший 94 ед. (на 34,3% больше), который также произвел за три месяца 14 коммерческих авто.
Черниговский автозавод корпорации “Эталон” выпустил 43 автобуса (против 35 ед.), Часовоярский автобусный завод (Донецкая обл.) – 46 автобусов (в январе-марте 2017 – 28ед.), корпорация “Богдан” – три автобуса (против 31 ед.).
Ассоциация также информирует, что в марте с заводов Украины вышло 773 автотранспортных средств (на 12,5% больше, чем в марте прошлого года).
“Производственные мощности национального автопрома продолжают функционировать лишь на 2% от своих возможностей, а такой объем выпуска автотранспорта в 52 раза меньше мартовского результата десятилетней давности”, – отмечает пресс-служба ассоциации на своем сайте.
В сообщении также отмечается, что полномасштабное производство легковых автомобилей в стране полностью остановлено – уже не первый месяц статистику легкового сегмента формируют исключительно отчеты о крупноузловой сборке.
В марте количество собранных легковых авто составило 683 шт. (все на “Еврокаре”).
“Только благодаря чрезвычайно низкой базе сравнения такой объем SKD сборки сформировал положительную динамику по сравнению с мартом прошлого года (“плюс” 21%) и относительно предыдущего месяца (“плюс” 13%)”, – констатирует “Укравтопром”.
В то же время производство коммерческих автомобилей в Украине уменьшилось на 36% к марту 2017 г. и на 20% к февралю 2018 г., составив всего 28 авто. Однако, напоминают в ассоциации, в статистике отсутствуют данные по КрАЗу, который по непонятным причинам перестал раскрывать информацию об объемах производства своих автомобилей с августа 2016 г.
Вновь упало производство автобусов – в марте их выпущено на 24% меньше, чем в марте-2017 и на 23% меньше показателя февраля.
По мнению директора Торгового Дома “Эталон” Вадима Шкарупина, высказанного им в ходе “круглого стола” о проблемах автомобилестроения, основная проблема в отсутствии платежеспособных коммерческих покупателей, в частности, перевозчиков.
“Если четыре года назад 90% наших автобусов продавалось коммерческому сектору и только 10% – за госсредства, то в 2017 г. госсектору продано 76% автобусов, коммерческому сегменту – 24%”, – констатировал он.
Как сообщалось, автопроизводители, УСПП, другие деловые объединения, обеспокоенные процессами упадка отрасли, по итогам проведенного “круглого стола” потребовали от руководства государства принять бозотлагательные меры по ее возрождению.
В частности, Верховной Раде предлагается принять ряд стимулирующих актов по развитию электротранспорта, урегулированию ситуации с бесконтрольным и нелегальным ввозом авто на иностранной регистрации.
“В 2018 г. существует высокая вероятность банкротства ряда автопроизводителей, которые не смогут выжить в существующих экономических условиях, прекращения производства легковых авто и консервации части производственных мощностей”, – констатировали участники “круглого стола”.
Согласно приведенным данным, в 2017 г. доля украинского производства на авторынке составляет только 7% против 42% в 2008 г., а экспорт за 10 лет практически обнулился (в 2008 г. только ЗАЗ экспортировал 72 тыс. авто, тогда как в 2017 г. – 21 ед.).
Ситуация в отрасли привела к тому, что на начало текущего года долги ЗАЗ перед банками составили 3 млрд. грн., корпорации “Богдан” – более 4 млрд. грн., “Еврокара” – 2,7 млрд. грн.
“При том что до кризиса ЗАЗ инвестировал в производство $380 млн., “Богдан” – $345 млн., “Еврокар” – $250 млн.”, – отмечали в “Укравтопроме”.
Как сообщалось, автопроизводители за 2017 г. произвели 8,586 тыс. автотранспортных средств, что на 63% больше, чем за 2016 г., в том числе выпуск легковых автомобилей возрос на 68,1% до 7,296 тыс. ед., автобусов – в 2,5 раза до 804 ед., коммерческих автомобилей (без учета грузовиков “КрАЗ”) выпущено 486 ед. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)