Объявление о выходе США из ядерного соглашения с Ираном, сделанное президентом страны Дональдом Трампом 8 мая, и возобновление экономических санкции “самого высокого уровня” перечеркивают планы по поставке в эту ближневосточную страну 117 пассажирских самолетов Boeing.
Как известно, в октябре 2015 г. США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и РФ согласились отменить все санкции против Ирана. В обмен Тегеран гарантировал мирный характер своей ядерной программы. Соглашение, подписанное с американской стороны представителями предыдущей администрации и получившее название Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), позволило иранским авиакомпаниям размещать заказы на воздушные суда американского производства.
Летом 2016 г. авиакомпания Iran Air достигла принципиального соглашения, а в декабре того же года заключила твердый контракт с Boeing на покупку 80 самолетов (50 узкофюзеляжных B-737MAX-8 и 30 широкофюзеляжных – 15 B-777-300ER и 15 перспективных B-777-9), а также на лизинг еще 37 B-737 – общей каталожной стоимостью 17,6 млрд. долл. Начало поставок планировалось на 2017 г., но было отложено на 2018-й. Кроме того, в апреле прошлого года Boeing подписал меморандум о соглашении (Memorandum of Agreement) с другим иранским перевозчиком, Iran Aseman Airlines, на приобретение 30 B-737MAX потенциальной стоимостью 3 млрд. долл., а также права на покупку еще 30 ВС того же семейства.
Другие иностранные производители самолетов также ожидают, что потеряют Иран как заказчика. “Наша цель – продавать самолеты. Но мы должны делать это в рамках правил и законов страны и мира”, – заявил Джеффри Книттель, главный исполнительный директор Airbus Americas, американского филиала европейского консорциума.
Airbus первым из самолетостроителей в январе 2016 г. подписал предварительный контракт с Iran Air на 118 самолетов, включая 21 A320ceo, 24 A320neo, 27 A330ceo, 18 A330-900 и 12 A380.
Бразильской Embraer тоже есть, что терять. По некоторым данным компания была готова начать поставки не менее 20 самолетов E-195 на сумму более $1 млрд. Европейская ATR год назад подписала соглашение с Iran Air на 20 ATR 72-600 на сумму $536 млн.
Выбор Америкой наиболее жесткого варианта политических отношений с Ираном добавляет неопределенности в перспективу наметившейся продажи крупной партии из 40 российских региональных самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ100) в эту страну. С одной стороны, если российскому авиапрому действительно удастся наладить серийное производство “русифицированного” варианта SSJ100R, заменив на нем сделанные в Америке агрегаты на произведенные в РФ, то не будет необходимости получать одобрение США на его поставку в Иран. Но с другой – вводимые экономические санкции, как выразился Дональд Трамп, “самого высокого уровня” предполагают наложение жестких ограничений на любую страну, которая решит помогать Ирану – особенно в ядерной программе. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)