Законы №8487 и №8488, которые вступили в силу 25 ноября, включили обратный отсчет времени, которое осталось у автомобилей на транзитном и временном ввозе на территории Украины. Однако, есть нюансы.
Уже больше двух недель можно растаможить автомобили на временном и на транзитном ввозе на льготных условиях, поставить их на учет в Украине и получить украинские номерные знаки. Но особого энтузиазма среди “евробляхеров” не наблюдается. Количество легализованных в Украине автомобилей пока исчисляется сотнями. А где же те все тыс., не говоря уже о сотнях тысяч?
Официальные лица утверждают, что причина низкой активности владельцев таких авто, в ожидании документов, подтверждающих право собственности. А также – в сборе ими средств на уплату всех необходимых налогов. Более правдоподобная версия: многим владельцам “евроблях” легализовать свои подержанные иномарки по действующим законам – просто не выгодно. Растаможка стоит, зачастую, в несколько раз больше, чем сам автомобиль. И его выгоднее просто выбросить, чем морочиться со сбором необходимых документов, уплатой налогов и перспективой заработать штраф. Не случайно, такие авто свалки уже появились на западных границах Украины.
Подобный “трюк” помогает избежать штрафов. А их придется платить. Ведь, по словам и. о. директора Департамента организации таможенного контроля Государственной фискальной службы Анатолия Сербайло, Литва открыла Украине доступ к своей базе регистрации автомобилей. А полиция получила возможность проверять автомобили на иностранных номерах по регистрационной базе Государственного таможенного комитета Украины. Так что платить нарушителям придется.
Еще в более сложном положении оказались “пересичники” – те, кто ездил туда-сюда в режиме транзит. Им, теперь, необходимо уплатить залог в размере всех таможенных платежей и только после этого им откроют путь в Украину. Правда, такой строгий подход действует только для граждан-резидентов за рулем авто на иностранной регистрации, и в случае, если они не стоят на консульском учете в другой стране. Так, что для “пересичников” теперь два пути: или вносить залог на таможне и продолжать ездить туда-сюда или становиться на консульский учет в соседних странах, как временно проживающие в этом государстве. Судя по тому, что уже первые залоги начали оставлять – первый путь все-таки выгоднее.
Напомним, что в соответствии с временным порядком, в течение 180 дней за автомобили с просроченным периодом пребывания на территории Украины, при их регистрации необходимо уплатить штраф в 8500 грн. А если автомобиль не будет легализован или вывезен из Украины в 180-дневный срок, за один просроченный день, владельцу автомобиля на временном или транзитном ввозе надо будет уплатить 170 грн. Если срок пребывания просрочен на 30 дней, штраф составит 170 тыс. грн. и предусмотрена конфискация транспортного средства.
Обратный отсчет времени уже пошел. Льготный период, когда автомобиль можно растаможить с 50-процентным акцизом, оканчивается 23 февраля (90 дней). А срок, отведенный для легализации автомобилей на “евробляхах” оканчивается 24 мая. А с 25-го мая начнут штрафовать и проверять документы у водителей автомобилей с иностранными номерами.
Что касается, нюансов, которые появились буквально сегодня, как стало известно, на рассмотрение ВР поступил законопроект, который предлагает отсрочить начало действия уже действующих Законов о “евробляхах”.
Но с решением “автомобильного вопроса” затягивать все же не стоит. Шансы, что Верховная Рада примет этот законопроект довольно низкие. А в ожидании того, произойдет это или нет, можно пропустить льготный период растаможки своего авто на иностранных номерах. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)