Tesla столкнулась с падением продаж на всех трех крупнейших мировых автомобильных рынках: Европе, Китае и США. Мировые поставки автомобилей Tesla в этом году сократятся на 7%. Не помогли даже рекордные продажи в третьем квартале, перед окончанием срока действия в США налогового вычета для покупателей электромобилей 30 сентября. Аналитики заявляют о фундаментальных проблемах у автопроизводителя и не ожидают быстрого восстановления после этого спада продаж.
Согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей, продажи электромобилей Tesla в Европе упали на 48,5% в октябре по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. За год продажи Tesla в регионе снизились примерно на 30%, в то время как общеотраслевые продажи электромобилей выросли на 26%.
Еще в 2023 г. Tesla Model Y был самым продаваемым автомобилем в мире. В конце прошлого года компания планировала повысить продажи в 2025 г. на 20-30%. Однако в итоге продажи Tesla снизились, поскольку конкуренты представили широкий спектр улучшенных электромобилей – часто по более низким ценам, – в то время как модельный ряд Tesla утратил актуальность.
Проблемы Tesla наиболее остро ощущаются в Европе, где более десятка электрических моделей продаются по цене менее $30000. В Европу хлынула волна китайских брэндов с ошеломляющим (хоть порой и спорным) дизайном. Tesla в Европе предлагает всего две модели для массового рынка: Model 3 и Model Y. Недавно представленная для стимулирования продаж упрощенная и более дешевая версия Model Y ситуацию не изменила.
Тем временем электромобили других производителей становятся все более популярными. В Великобритании представлено более 150 электромобилей различных брэндов, включая множество новых китайских конкурентов. По данным сайта Electrifying.com, посвященного приобретению и эксплуатации электромобилей, в следующем году ожидается выпуск не менее 50 новых электромобилей, “из которых ни один не Tesla”.
В Европе китайская компания BYD продала в октябре 17470 автомобилей, что более чем вдвое превышает продажи Tesla. Представитель Volkswagen заявил о резком снижении доминирования Tesla на европейском рынке электромобилей. По мнению экспертов, проблема Tesla не только в устаревшей модельной линейке и конкуренции со стороны китайских брэндов, но и в том, что “европейцы ее догнали”.
В Китае продажи и доля рынка Tesla также снижаются, хотя и не так резко, как в Европе. Поставки Tesla в Китай в октябре упали до трехлетнего минимума, сократившись на 35,8%. За год продажи Tesla в Китае снизились на 8,4% по состоянию на октябрь. Tesla сталкивается с рядом обновленных китайских брэндов, таких как Chery, а также с новичками, включая Xiaomi, чей YU7 составил уверенную конкуренцию Model Y.
Зафиксированный в США скачок продаж Tesla на 18% в сентябре объясняется ажиотажем среди покупателей, которые стремились приобрести электромобиль до 30 сентября – окончания срока действия налогового вычета в размере $7500. Зато в октябре падение составило 24% и может продолжиться в ближайшие месяцы, так как аналитики не ожидают положительной динамики на рынке электромобилей.
Продажи Tesla могут немного вырасти на фоне сокращения выпуска электромобилей и снижения инвестиций в отрасль со стороны нескольких традиционных автопроизводителей, включая General Motors, Ford и Honda. Кроме того, недавний запуск новых версий Model Y и Model 3 со сниженной на $5000 ценой может способствовать увеличению доли рынка. Большинство экспертов уверены, что Tesla для оживления продаж необходим совершенно новый автомобиль.
Однако пока никаких признаков разработки новой модели для водителей-людей не наблюдается, поскольку глава Tesla Илон Маск сосредоточился на беспилотных роботакси и гуманоидных роботах. Политическая активность Маска также не идет на пользу компании.
Новый пакет оплаты труда самого Маска не предполагает значительного роста продаж. Он получит многомиллиардное вознаграждение, если в течение следующего десятилетия акции компании вырастут в цене, а продажи составят в среднем 1,2 млн. автомобилей в год, что почти на 0,5 млн. меньше, чем компания продала в 2024 г. (3dnews.ru)
