Италия имеет достаточно развитое общее машиностроение, сосредоточенное в основном на севере страны. Его доля в обороте данной отрасли Евросоюза возросла с 18% в конце 1990-х годов до 19% в последние годы, а в продажах итальянской обрабатывающей промышленности – с 10% до 11-12%.
Положение с занятостью в итальянском общем машиностроении в 1995-2010 гг. было лучше, чем в среднем по Евросоюзу. Однако рост производительности труда отставал от средних показателей в ЕС, а заработной платы – опережал. В результате затраты труда на единицу продукции увеличивались быстрее, а валовой операционный коэффициент снижался, что видно из приводимых ниже данных Eurostat, Cambridge Econometrics и Ifo Institute.
2008 г. | Среднегодовые темпы прироста (%) | ||||
I | II | III | IV | ||
Производство в текущих ценах (млрд. евро) | |||||
Италия | 114 | 6,8 | 2,2 | 11,3 | -12,0 |
ЕС-27 | 598 | 4,0 | 2,3 | 10,4 | -8,4 |
Производство в ценах 2005 г. (млрд. евро) | |||||
Италия | 106 | 5,5 | 1,1 | 8,6 | -11,7 |
ЕС-27 | 561 | 3,4 | 1,3 | 8,0 | -9,3 |
Валовая добавленная стоимость в постоянных ценах (млрд. евро) | |||||
Италия | 27 | 4,7 | 0,0 | 6,3 | -11,7 |
ЕС-27 | 176 | 2,4 | 0,3 | 6,0 | -9,3 |
Число занятых (тыс.) | |||||
Италия | 484 | 1,9 | -0,8 | 4,0 | -4,8 |
ЕС-27 | 3201 | -1,6 | -2,2 | 1,8 | -4,8 |
Валовой операционный коэффициент (%)* | |||||
Италия | 13,8 | -1,5 | -2,7 | -1,1 | -10,3 |
ЕС-27 | 14,2 | 0,2 | -0,2 | 1,5 | -7,6 |
Производительность (тыс. евро)** | |||||
Италия | 57 | 2,8 | 0,8 | 2,3 | -10,7 |
ЕС-27 | 55 | 4,0 | 2,6 | 4,1 | -4,7 |
Зарплата в расчете на 1 занятого (тыс. евро) | |||||
Италия | 29 | 5,0 | 3,9 | 3,7 | -1,6 |
ЕС-27 | 32 | 3,7 | 3,1 | 3,7 | 1,9 |
Зарплата на 1 евро добавленной стоимости (евро)*** | |||||
Италия | 0,505 | 2,2 | 3,1 | 1,4 | 10,2 |
ЕС-27 | 0,582 | -0,3 | 0,5 | -0,5 | 6,9 |
* – Соотношение между добавленной стоимостью (за вычетом зарплаты) и производством в номинальных ценах; ** – добавленная стоимость на одного занятого в ценах 2005 г.; *** – в ценах 2005 г.
Примечание. I – 1995-2000 гг., II – 2000-2005 гг., III – 2005-2008 гг., IV – 2008-2010 гг.
Итальянское общее машиностроение довольно диверсифицировано. Доля в его продукции таких крупных 10 товарных позиций, как двигатели и турбины, клапаны и арматура, подъемно-транспортное оборудование, машины для земледелия и лесного хозяйства, горно-шахтное оборудование, насосы и компрессоры, подшипники, передаточные механизмы и т. п., промышленное холодильное, морозильное и вентиляционное оборудование, станки, оборудование для текстильной и швейной промышленности, составляет только около 50%. В отличие от Германии, например, за последние 15 лет степень специализации в общем машиностроении Италии не возросла.
Традиционно станкостроение занимало важное место в итальянском общем машиностроении. Однако его доля в совокупном производстве последнего снизилась за рассматриваемый период с 6,6% до 4,3% и приблизилась к среднему показателю по ЕС. Частично это снижение можно объяснить сокращением спроса со стороны итальянского автомобилестроения, обусловленным прежде всего реструктуризацией концерна Fiat.
Уменьшился удельный вес и сектора текстильного оборудования (с 4% до менее 3%), что связывают с глобализацией и изменениями в территориальном размещении производственных предприятий клиентов. Одной из крупнейших групп данного сектора является ITEMA, которая приобрела ряд предприятий в Италии, Германии и Швейцарии и стала предлагать компаниям текстильной и швейной промышленности полный ассортимент нужного им оборудования.
Как и во многих других странах ЕС, производство трубопроводной арматуры развивалось более высокими темпами, чем общее машиностроение в целом, а прирост производства в секторе промышленного холодильного, морозильного и вентиляционного оборудования был самым значительным в данной отрасли Италии, что может быть обусловлено растущим спросом на это оборудование в южных странах Евросоюза. В результате доля последнего сектора в итальянском общем машиностроении к 2010 г. превысила 6%.
На секторах подъемно-транспортного и строительного оборудования, несмотря на наличие в них сильных международных игроков, отрицательно сказалась общая малоблагоприятная ситуация на мировых рынках данного оборудования. Тем не менее показатели деятельности в указанных двух секторах были лучше, чем в большинстве других. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)