Американская аналитическая компания Power Systems Research подготовила прогноз развития мирового рынка дизельных двигателей объемом 2 л и более на 2013-2017гг.; главный вывод авторов доклада заключается в том, что в течение указанного периода ожидаются в целом невысокие темпы роста продаж указанного оборудования. Ниже приводятся данные компании о ежегодной динамике продаж (в стоимостном выражении) дизельных двигателей рабочим объемом 2 л и более (включая двигатели, работающие на природном газе) для различного оборудования в 2013-2017гг. (в % к предыдущему году):
Виды оборудования | 2007 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Сельскохозяйственное | 104 | 107 | 105 | 103 | 103 | 103 | 102 |
Строительное | 109 | 104 | 106 | 105 | 103 | 103 | 103 |
Промышленное | 107 | 103 | 106 | 104 | 105 | 105 | 103 |
Садовое, газонокосилки | 113 | 104 | 105 | 102 | 102 | 102 | 101 |
Легкие коммерческие машины | 102 | 99 | 105 | 105 | 192 | 102 | 101 |
Судовое основное | 100 | 105 | 106 | 103 | 103 | 104 | 102 |
Судовое вспомогательное | 102 | 105 | 105 | 102 | 103 | 103 | 102 |
Средние и тяжелые коммерческие автомобили | 107 | 96 | 107 | 107 | 107 | 105 | 104 |
Мини-вэны и внедорожники | 99 | 107 | 104 | 102 | 103 | 103 | 102 |
Легковые автомобили | 101 | 101 | 103 | 102 | 102 | 103 | 101 |
Дизельгенераторы | 105 | 105 | 107 | 103 | 103 | 104 | 102 |
Железнодорожное | 100 | 105 | 104 | 102 | 102 | 102 | 101 |
Рекреационное | 101 | 103 | 103 | 102 | 103 | 103 | 101 |
По мнению Power Systems Research, в 2013-2017 гг. наиболее высокие темпы роста спроса ожидаются на дизельные двигатели для различной внедорожной техники; можно также ожидать расширения использования дизельных двигателей, использующих другие виды топлива, прежде всего природный газ. В то же время особенно низкими темпами, считают авторы доклада, будет расти спрос на судовые дизельные двигатели, что обусловлено наличием избыточных производственных мощностей, особенно в КНР. Авторы доклада прогнозируют сохранение в течение указанного периода тенденции к увеличению средней единичной мощности дизельных двигателей, особенно в странах БРИКС.
Согласно расчетам Power Systems Research, в 2013-2017 гг. среднегодовой прирост мировых продаж дизельных двигателей объемом 2 л и более составит 7%; максимальным (10%) данный показатель будет на рынке легковых автомобилей, мини-вэнов и внедорожников, а также легких коммерческих машин (8%). Темпы прироста спроса на дизельные двигатели для средних и тяжелых грузовых машин в течение указанного периода составят 6%, а на прочие дизельные двигатели 2-4%.
Ведущим мировым продуцентом дизельных двигателей объемом 2 л и более являются США, на долю которых приходится около 50% общего выпуска, удельный вес стран Азии составляет примерно 30%, а стран Западной Европы – 20%. В мировом дизелестроении (как и в других отраслях современного машиностроения) происходит интенсивный процесс перевода производственных мощностей из ведущих индустриальных стран в страны с растущей экономикой, прежде всего в КНР и Индию. В результате, согласно прогнозу Power Systems Research, в 2017 г. доля стран Азии превысит 50% за счет ослабления рыночных позиций Западной Европы и особенно США.
В условиях острой борьбы за рынки сбыта фирмы поставщики дизельных двигателей принимают меры по повышению конкурентоспособности продукции. В частности, с целью улучшения ее экологических характеристик большое внимание уделяется повышению топливной экономичности и снижению выбросов диоксида углерода. Для привлечения потенциальных клиентов расширяется продажа дизельных двигателей в кредит, а также комплекс услуг по их техническому обслуживанию. В целях снижения эксплуатационных затрат предпринимаются усилия по удлинению межремонтных временных интервалов и повышению надежности дизельных двигателей.
Ведущую мировую десятку стран продуцентов дизельных двигателей объемом 2 л и более составляют США, Япония, КНР, Германия, Республика Корея, Индия, Мексика, Великобритания и Франция, причем наиболее высокими темпами выпуск этой продукции растет в КНР. В производстве двигателей, работающих на природном газе, лидерами являются США, КНР, Индия и Япония, однако пока поставки таких двигателей остаются весьма незначительными.
Cогласно оценке Power Systems Research, на мировом рынке дизельных двигателей объемом 2 л и более для внедорожной техники лидирующие позиции занимают компании Caterpillar, Cummins, China Yituo Group, Deere, Deutz AG, Mahindra Group, Fiat, Weichai Power, Simpson & Co и Anhui Quanchai Group. В то же время на рынке двигателей для прочей дорожной техники ведущими поставщиками являются компании Isuzu Motors, Toyota Motor, Cummins, Daimler, Ford Motor, Fiat, Hyundai Motors, PSA Group, Navistar и Volkswagen.
По мнению Power Systems Research, в 2013-2017 гг. можно ожидать устойчивого роста мирового рынка дизельных двигателей объемом 2 л и более, причем наиболее высокие темпы будут отмечаться в странах Азии. В связи с обострением конкурентной борьбы инвестиционная активность фирм отрасли в регионе будет весьма осторожной с минимальной степенью риска.
В текущем десятилетии особенно высокая активность наблюдается на рынке дизельных двигателей КНР. Выпуск указанной продукции в стране осуществляют как местные, так и ведущие мировые компании. Номенклатура продукции китайского дизелестроения включает модели, соответствующие самым современным экологическим нормам, в частности Tier-4 Агентства по защите окружающей среды США.
Китайские компании проявляют сильную заинтересованность в приобретении различных европейских машиностроительных компаний с целью получения доступа к новейшим западным технологиям. В 2012 г. компания Sany Heavy Industry установила контроль над германской Putzmeister.
В сентябре 2012 г. китайская инвестиционная группа Phoenix Tree HSK Investment (PTC) приобрела австрийскую компанию Steyr Motors, которая специализируется на выпуске дизельных двигателей для легких бронетранспортеров, автомобилейвнедорожников, морских судов и гибридных троллейбусов. В этой сделке принимала участие австрийская консультационная фирма GCI, которая заявила, что в КНР, а также в Индии существует большой интерес к инвестициям в различные отрасли европейского машиностроения.
Для австрийской компании заключение данной сделки означает повышение конкурентоспособности ее продукции (вследствие появления сильного партнера), создает возможности расширения выпуска продукции и укрепления позиций на таком перспективном рынке сбыта, как китайский, а также на рынках других стран Азии. Производственные мощности Steyr Motors в Австрии предполагается использовать в качестве базы для создания глобального научно-технического центра, который будет заниматься разработкой дизельных двигателей пятого поколения.
Главной задачей китайской инвестиционной группы является финансирование НИОКР, проводимых австрийским партнером. Этот центр должен занять лидирующие мировые позиции в области разработки дизельных двигателей пятого поколения. Другая задача заключается в мелкосерийном выпуске дизельных двигателей по специфическим требованиям заказчиков из стран Западной Европы и США.
Осенью 2012 г. компания Perkins объявила о завершении разработки первого в КНР дизельного двигателя 1106D-E70TA с электронным управлением, соответствующим экологическим нормам Tier3/Stage 3a; двигатель будет выпускаться на предприятии компании в Уси. Конструкция 6-цилиндрового двигателя рабочим объемом 7 л с воздушным охлаждением включает систему впрыска топлива компании Bosch с общей топливной магистралью; мощность достигает 205 кВт при 2200 об./мин, а максимальный крутящий момент 1050 Нм (при 1400 об./мин).
Номенклатура продукции Perkins в КНР включает дизельные двигатели серий 400, 850, 1100 и 1200. По мнению компании, особый интерес представляет четырехцилиндровая модель 404F-22 объемом 2,2 л. Этот двигатель соответствует экологическим нормам Tier-4 и развивает мощность до 38 кВт при 3000 об./мин, а максимальный крутящий момент составляет 143 Нм (при 1800 об./мин).
По сравнению с предыдущей моделью дизельный двигатель 854F-E34T имеет меньшие габариты, однако его мощность (55 кВт) осталась неизменной. Двигатель оснащается системой впрыска топлива с общей топливной магистралью, турбокомпрессором и теплообменником.
В 2012 г. на одной из выставок в КНР Perkins впервые в Азии продемонстрировала 6-цилиндровый двигатель 1204E-E44TA рабочим объемом 7 л с электронным управлением, который соответствует экологическим нормам Tier-4. По сравнению с предыдущей моделью мощность нового двигателя (225 кВт) осталась на прежнем уровне при одновременном уменьшении габаритов. Выпуск нового двигателя компания предполагает организовать в Индии.
В связи с непрерывным ужесточением экологических норм для дизельных двигателей поставщики указанного оборудования активизируют усилия по созданию новых двигателей. Terex осуществила пересмотр производственной программы, компании JCB, Cummins и Kohler приступили к поставкам дизельных двигателей без сажевых фильтров.
В октябре 2012 г. компания Bobcat (один из ведущих мировых поставщиков компактной строительной техники) объявила о переходе на дизельные двигатели, разработанные ее материнской фирмой Doosan Infracore (Республика Корея) в соответствии с нормами Tier-4. Производственная программа Doosan включает двигатели, работающие на дизельном топливе и природном газе; их максимальная мощность достигает 844 кВт.
Отсутствие в новом двигателе дизельного сажевого фильтра является главной причиной перехода Bobcat на продукцию Doosan; c середины 1950-х годов эта компания является крупным поставщиком дизельных двигателей для автомобилей, промышленного оборудования, дизель-генераторов и судовых силовых установок.
В 2014 г. компания Bobcat приступит к поставкам ковшовых погрузчиков с бортовым поворотом и компактных погрузчиков первоначально серий 500 и 600, а затем 700 и 800. Кроме того, новыми двигателями предполагается оснащать и некоторые модели мини-экскаваторов. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)