Государственный рязанский приборный завод на протяжении всей истории, которая насчитывает 98 лет, занимается выполнением государственных заказов в сфере обороны. Среди множества изделий, которые выпускает предприятие, есть по-настоящему уникальные разработки. Одна из них – “Охотник”, предназначенный для применения оптико-электронных обзорных прицельных систем вертолетов и самолетов.
Если вам нужен фильтр-осушитель, зайдите на сайт https://starter.ms/komplektuyuschie-kompressora-filtry-osushiteli. Здесь можно быстро подыскать необходимый фильтр, указав категорию и подкатегорию, марку, модификацию, торговую марку, модель и производителя.
АО “ГРПЗ”, которое входит в состав АО “КРЭТ”, является одним из заводов, который способен, начиная с научной разработки, довести изделие до реализации и серийного производства.
По словам генерального директора АО “ГРПЗ” Павла Будагова, мощная научная база, которая сохранилась на предприятии, позволяет заниматься серьезными научными разработками. “У нас находится одно из ведущих предприятий по созданию многофункциональных систем обработки видеоизображения нового поколения. Изделие “Охотник” предназначено для применения оптико-электронных обзорных прицельных систем и комплексов вертолетов и самолетов. На заводе успешно выполняется ОКР по созданию нашлемных систем целеуказания и индикации для перспективных авиационных комплексов фронтовой авиации – ударных вертолетов, высокоточного наведения управляемого оружия ближнего боя, а также боевых машин поддержки танков и зенитно-ракетных комплексов”, – рассказал Будагов.
По словам первого заместителя генерального директора, технического директора АО “ГРПЗ” Геннадия Колодько, к этой разработке завод совместно с коллегами из КБ “Геофизика” и ряда других предприятий шел несколько десятилетий. Сегодня завершены наземные испытания этого изделия, и оно передано для испытаний непосредственно на вертолете Ми-28МН “Ночной охотник”.
“Испытания должны закончиться в течение этого года. По крайней мере, какой-то этап испытаний. Все идет по плану. Прошла только наземная отработка. Естественно, если летчики подписали акт о завершении наземных испытаний и разрешили использовать для вертолета, испытания получили положительную оценку”, – сказал Колодько.
Если коротко объяснять суть российской разработки, то она сводится к тому, что время принятия решений для пилота боевой машины уменьшается: летчик может поворотом головы осматривать большое пространство, принимать решения и управлять оружием.
Более детально о работе системы “Охотник” рассказал директор и главный конструктор центра видеокомпьютерных технологий АО “ГРПЗ” Леонид Костяшкин.
Он отметил, что нашлемная система целеуказания существует давно и обычно решает задачи прицеливания, однако сегодня предприятие вышло на уровень сложных электронных комплексов.
По словам Костяшкина, новую систему отличает совершенно новый защитный шлем – легкий, прочный массой всего 2 кг. На нем установлена оптико-электронная система позиционирования, система отображения видеоинформации. Отличие этой системы от предыдущих разработок и зарубежных аналогов заключается в том, что она бинокулярная, то есть для двух глаз.
Отображение картинки происходит на защитном щитке. Здесь хороший обзор – летчик может видеть и боковым зрением. “Можно смотреть через стекло, как через обычные очки, а можно смотреть и видеть изображения, которые туда транслирует бортовое оборудование”, – пояснил Костяшкин.
В частности, добавил он, летчик может видеть знакографику, показания приборов так же, как он видит их на обычном мониторе. “Помимо пилотажной картинки, здесь отображаются карты, которые летчик по своему выбору может включать или выключать. Летчик может пилотировать вертолет, не глядя на другие экраны. Чем это хорошо? Представьте себе, что вертолет садится на палубу. Летчик смотрит сначала на палубу, потом на показания приборов. В итоге он должен повернуть голову и посмотреть на эти приборы, потом опять на палубу, потом опять на приборы.
Мало того, что это неудобно, так еще и чем ближе к месту посадки, тем острее проблема безопасности. А теперь представьте, что он смотрит вниз, и у него перед глазами не только та обстановка, которую он видит, но и вся необходимая информация о высоте, состоянии вертолета, оборотах и т. д. Это очень удобно при посадке не только на палубу, но и на неподготовленные площадки”, – объяснил конструктор.
Для того чтобы решать задачи боевому вертолету, имеется высокоточная система позиционирования шлема. Другими словами, куда бы летчик голову ни повернул, цифровые значения угловых координат об этом повороте отображаются в шлеме.
Помимо этого, шлем обладает рядом других возможностей. “Если мы хотим смотреть на какую-то картинку внешнего мира ночью, например, или при плохих метеоусловиях, сюда можно ее транслировать из пилотажной системы, в которую входят телевизионные, тепловизионные каналы, дальномеры и другое оборудование”, – рассказал Костяшкин.
С помощью шлема можно управлять оружием. Это может быть как реактивное оружие, которое управляется поворотом головы, так и пушечное вооружение, установленное на вертолете.
Эксперты в то же время отмечают, что у этой системы есть целый ряд направлений ее дальнейшего совершенствования. “Применение таких систем еще не очень хорошо освоено в мире. В системе “человек-машина” еще остаются нерешенные проблемы, связанные с эргономикой. Совершенствование аппаратуры для решения этих проблем также является серьезной задачей”, – подчеркнул конструктор.
Кроме нашлемного оборудования целеуказания, рязанский завод создает специализированные авиационные вычислительные машины, а также средства определения государственной принадлежности летательных аппаратов. В частности, по словам Будагова, с 1951 г. завод специализируется на выпуске бортовых радиолокационных станций для самолетов. “На сегодняшний день мы являемся лидером по производству БРЛС и систем управления вооружением для истребителей МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-35, а также комплексов навигации и электронной индикации вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-35. Кроме того, предприятию доверено производство инновационного радара для российского самолета-истребителя пятого поколения Т50”, – рассказал Будагов.
В свою очередь Колодько сообщил, что на предприятии разрабатывается радар для Ми-28МН “Ночной охотник”. По его словам, новый радар использует более расширенный диапазон и в отличие от предыдущей версии, которая могла сопровождать две цели, может вести четыре цели одновременно.
Данные антенны для Су-30, Су-35, Т50, Ми-28 и других сотрудники завода испытывают в специальных безэховых камерах. Там происходят измерения определенных длин волн. В подобных камерах воспроизводится имитация свободного пространства. Уникальность этого рабочего места в том, что оно применяется для разных диапазонов: L, K, X.
Сегодня там проходят измерения для РЛС “Ирбис”, для Су-35С и для БРЛС “Жук” МиГ-29.
Рязанский завод также освоил технологию производства печатных плат 5-го класса точности. “Платы мы делаем не хуже, чем иностранцы, а отдельные образцы даже лучше. При этом технологию никто нам не продает. Мы ее сами разрабатываем”, – рассказал Мылов. Он подчеркнул, что завод накопил колоссальный опыт по реконструкции производства, по внедрению современных технологий. “Мы сегодня можем изготавливать 18-слойные и даже 24-слойные печатные платы, – сообщил технолог. – Внедрение новейшей технологии, новейшего оборудования в свете ФЦП позволит нам выйти на уровень изготовления 7-го класса точности печатных плат. Это проводники 50 мкн, что позволит в значительной степени уплотнить монтаж и создать более компактное оборудование, которое применяется в нашей военной технике”.
По словам гендиректора предприятия, на заводе серьезное внимание уделяется и производству гражданской продукции, однако ее доля от общего объема продукции составляет пока 5%. Тем не менее, у руководста завода есть проекты, которые позволят увеличить производство гражданской продукции до 50%. В частности, завод изготавливает сварочные аппараты и электрозарядные станции. “Мы рассчитываем на светлое будущее в этой части, потому что знаем, что направление производства электромобилей очень актуально. На сегодня два серьезных предприятия занимаются производством автобусов на базе электродвигателей. Поэтому мы рассчитываем на то, что в ближайшей перспективе наши электрозарядные устройства будут востребованы”, – сообщил Будагов. (ТС ВПК/Машиностроение Украины и мира)