Продвигаемые правительством и бизнесом планы по возрождению в Украине речного судоходства имеют хороший мультиплицирующий экономический потенциал, должны учитывать интересы смежных отраслей экономики, в первую очередь, украинского судпрома, убежден гендиректор Smart Maritime Group (SMG) “Смарт-холдинга” Василий Федин.
Оценивая по просьбе агентства “Интерфакс-Украина” предложенный профильным министерством и бизнесом и отправленный Верховной Радой в феврале на доработку законопроект “О внутреннем водном транспорте” (№2475а), В.Федин отметил: при условии принятия закон даст существенный толчок развитию внутренних речных перевозок, повысит внутренний спрос на строительство речного флота.
“Мы неоднократно говорили, что становление внутреннего судовладельца – одно из базовых условий возрождения судостроения на украинских верфях. Документ содержит ряд прогрессивных норм, которые позволят разрешить комплекс проблем, накопившихся в отрасли речной инфраструктуры за последние два десятилетия”, – сказал В. Федин, подчеркнув: “Однако к реформированию сегмента речных перевозок следует подходить комплексно, учитывая интересы смежных отраслей, прежде всего, отечественного судостроения”.
В связи с этим он акцентировал: ключевыми проблемами, тормозящими развитие украинского судпрома, остаются отсутствие гарантирования инвестиций на государственном уровне, высокие процентные ставки, а также недоступность привлекаемого для финансирования судостроительных контрактов кредитного ресурса.
“Инвестиционные риски Украины, в виду наличия вооруженного конфликта и непредсказуемости правового регулирования, продолжают оставаться высокими. Это отпугивает иностранные компании, которые могли быть стать потенциальными инвесторами строительства флота”, – констатировал В. Федин, отметив: “Не секрет, что внутренний судовладелец не располагает необходимым финансовым ресурсом для реализации таких проектов. Финансирование же строительства за счет только внутренних денег также проблематично, поскольку проводимая в настоящее время НБУ политика не способствует привлечению кредитов по разумным ставкам. Более того, учитывая невысокую маржинальность судостроительного бизнеса, банкиры вообще не расположены к кредитованию судостроения: они концентрируют ресурс на быстрооборачиваемых аграрных проектах”.
По мнению главы SMG, решением в сложившейся ситуации могли бы стать нацеленные на поддержку и стимулирование развития судпрома целевые отраслевые госпрограммы в сочетании с грамотной государственной налоговой и тарифной политикой по отношению к отрасли.
“Ответом здесь могут стать специальные госпрограммы поддержки покупки и строительства внутреннего грузового флота. Немаловажную роль также могла бы сыграть либерализация фискальной и тарифной политики как для судовладельцев, так и для судостроителей, хотя это тема отдельного разговора”, – сказал собеседник агентства.
“Все это даст мощный стимул для развития обеих отраслей, располагающих огромным мультиплицирующим экономическим потенциалом. В итоге это положительно отразится на развитии экономики страны в целом”, – резюмировал глава SMG.
В состав созданного в 2009 г. судостроительного субхолдинга Smart Maritime Group (SMG) “Смарт-холдинга” бизнесмена Вадима Новинского входят “Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ, Николаев) и Херсонский судостроительный завод (ХСЗ).
По данным SMG, объем судоремонта группы в 2017 г. возрос вдвое по сравнению с 2016 г.: на судоверфях SMG были обеспечены модернизация и ремонт 78 судов против 46. Консолидированная выручка подразделений компании от реализации продукции составила 317 млн. грн., что на 19% меньше, чем в 2016 г.
Согласно озвученным компанией в начале года оценкам, в 2018 г. SMG планирует двукратное увеличение консолидированной выручки от реализации продукции по сравнению с 2017 г. до 647 млн. грн. Прогнозный рост финпоказателей группы опирается, в том числе, на планы возобновления реализации на мощностях верфей SMG контрактов по строительству судов.
В ноябре 2017 г. SMG и греческая Restis Group объявили о подписании меморандума о сотрудничестве в сфере судостроения. Документ оговаривает возможность строительства на мощностях SMG серии балкеров океанского класса для перевозки насыпных генеральных грузов.
Как сообщалось, Верховная Рада в феврале провалила принятие в первом чтении законопроекта “О внутреннем водном транспорте” №2475а и альтернативного законопроекта №2475а-3 и отправила их на доработку.
За необходимость принятия документа в конце 2017 г. высказался глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли, который также обратил внимание на необходимость внесения изменений в законодательство в соответствии с Соглашением об ассоциации Украина-ЕС. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)