Auto-Consulting продолжает следить за развитием последствий чип-кризиса в нашей стране. Мы практически каждую неделю мониторим информацию о влиянии дефицита полупроводниковых микрочипов на отечественный автомобильный рынок. Вот, что думают об этом ведущие украинские операторы.
Мировой чип-кризис влияет на поставки многих моделей новых авто разных марок. Ведь, практически у всех авто производителей периодически останавливаются конвейеры. Как это повлияло на поставки в Украину? И как уже повлияло?
В пресс-службе компании “АВТ Бавария Украина” (BMW, Mini, Rolls-Royce, Aston Martin) сообщили, что сегодня минимальный срок поставки некоторых моделей составляет несколько дней. Поскольку, компания своевременно создала товарные запасы. Однако, по некоторым популярным комплектациям срок ожидания может достигать 6 месяцев. В настоящее время в пайплайне есть порядка 200 автомобилей с неподтвержденным месяцем производства. Это связано с тем, что не ясна ситуация с поставками микросхем, необходимых для изготовления некоторых высокотехнологичных элементов автомобиля.
Как сообщили в пресс-службе компании “Рено Украина”, сегодня срок ожидания новых моделей Renault в Украине – от полутора месяцев и выше. Максимальный срок указать сложно.
В компании “Порше Украина” (Audi, Volkswagen, Seat), по информации пресс-службы, срок ожидания новых авто, в зависимости от брэнда и модели, может составлять от 3 до 9 месяцев.
В связи с такой ситуацией, в пресс-службе компании “АВТ Бавария Украина” утверждают, что сегодня в Украине само по себе понятие “не дефицитная” модель автомобиля полностью отсутствует. Все модели в дефиците. Можно говорить только о том, что некоторые покупатели готовы отказываться от каких-то опций, попавших под ограничения, ради скорейшего получения автомобиля.
В “Порше Украина” также подтверждают, что наиболее остро ощущается дефицит самых популярных моделей авто. Как следствие, здесь наблюдают некое смещение спроса и растущий интерес к менее объемообразующим моделям автомобилей.
В “Рено Украина” ежедневно мониторят ситуацию по производству, поставкам и т. д., чтобы перераспределить спрос на менее дефицитные модели и комплектации авто.
Дефицит всегда идет плечом к плечу с ростом цен. Повысятся ли цены на новые автомобили в Украине? В пресс-службе компании “АВТ Бавария Украина” сообщили, что, как официальный импортер, компания в ближайшее время не планирует повышать цены на автомобили.
В пресс-службе “Порше Украина” не исключают возможности незначительного подорожания новых автомобилей, из-за повышения стоимости на производственное сырье. Но в компании стараются нивелировать рост цен, чтобы удовлетворить спрос покупателей.
Тем не менее, дефицит новых авто уже привел к оттоку потенциальных покупателей в сегмент автомобилей с пробегом. В частности, в пресс-службе компании “АВТ Бавария Украина” считают, что, в первую очередь это произошло потому, что многие популярные опции, например, такие, как пневмоподвеска недоступны сейчас для заказа на новые автомобили. При этом, они есть на автомобилях б/у. Такая ситуация скорее всего приведет в ближайшее время к росту цен на автомобили б/у, прогнозируют в пресс-службе.
В компании “Рено Украина” считают вполне вероятным перетекание потенциальных покупателей новых автомобилей на рынок б/у авто. Не исключают здесь и ситуацию с повышением цен и на самом рынке б/у.
В пресс-службе компании “Порше Украина” также не исключают возможного оттока клиентов на рынок б/у авто. Но здесь считают, что это потенциальные покупатели более бюджетного сегмента автомобилей.
Ну а теперь ключевой вопрос: Сколько же новых авто может, в результате, недосчитаться украинский автомобильный рынок?
В пресс-службе компании “Рено Украина” сообщили, что по оценкам Renault Group, сокращение производства из-за нехватки электронных компонентов в 3 квартале составило около 170000 единиц. Это глобально по всем заводам. Несмотря на растущую неопределенность прогнозов на четвертый квартал, Группа ожидает, что потери за год приблизятся к показателю в 500000 единиц на всех рынках.
На фоне масштабного кризиса с поставкой электронных компонентов и остановками производства Renault Group в третьем квартале 2021 г. продала 599027 автомобилей, что на 22,3% меньше, по сравнению с 2020 г. Продажи Группы в Европе (53% от общих продаж) упали на 26,3%. Продажи за рубежом – сократились на 17,3%. На эти цифры можно ориентироваться и для оценок возможных потерь на локальных рынках.
Снижение выручки, не превысившее 13,4%, подтверждает положительное влияние коммерческой политики Группы, ориентированной на повышение прибыльности, а не объема продаж.
Что касается отечественного рынка, по мнению пресс-службы компании “АВТ Бавария Украина”, ситуация неоднозначна. По результатам 9-ти месяцев автомобильный рынок Украины показывает рост более 25%. При этом, некоторые массовые брэнды демонстрируют отрицательную динамику. Поэтому, в пресс-службе считают, что скорее всего, потери могут составить порядка 20% от годового объема рынка. Или же – около 20000 автомобилей в приведенных цифрах.
В пресс-службе компании “Порше Украина” более оптимистичны. Здесь считают, что в связи с тем, что первые 9 месяцев рынок показывал прирост, у него есть потенциал. И если не помешает дальнейшее усугубление ситуации с дефицитом полупроводникови до конца года все-таки будет выполнен исходный прогноз. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)