Японская компания Sumitomo Metal Mining готовится начать переработку отработавших тяговых аккумуляторов для электромобилей, используя собственную запатентованную технологию. Они позволяет получать на выходе по отдельности кобальт, литий и другие используемые в батареях материалы.
Кобальт и литий используются в катодах литий-ионных аккумуляторов – наиболее распространенных элементах питания современных электромобилей. Ожидается, что спрос на эти материалы будет только расти, и Sumitomo Metal сможет увеличить их внутренние поставки в Японию, что окажется полезным для местных производителей аккумуляторов. Используя свой опыт в очистке меди, компания разработала метод извлечения из использованных аккумуляторов лития, никеля и кобальта. Разработчик позиционирует технологию как первую в своем роде.
Sumitomo Metal планирует открыть в Японии перерабатывающий завод к 2023 г. Он сможет утилизировать в год 7000 т измельченных аккумуляторов – этого достаточно для получения 200 т кобальта, который сможет использоваться в 20 000 электромобилей. В отличие от решений конкурентов, Sumitomo Metal получает материалы, сопоставимые по качеству с ископаемыми, при промышленных объемах и относительно низких затратах. Технология останется конкурентоспособной, даже если цена на ископаемый литий упадет до $5-6 за 1 кг или если значительно снизятся цены на никель и кобальт.
Спрос на электромобили привел к резкому росту цен на эти материалы, и поиск их источников становится все более сложной задачей для предприятий по всему миру. Литий подорожал почти вдвое – практически до $30 за 1 кг. Многие из этих материалов сопровождаются логистическими и репутационными рисками: около 70% мировых объемов кобальта добываются в Демократической Республике Конго, иногда с использованием детского труда, а 60% его переработки приходятся на Китай. Некоторые автопроизводители берут дело в свои руки, чтобы минимизировать риски. В прошлом году Tesla получила права на добычу лития в Неваде. Потребность в переработке старых батарей находит отражение и в законодательных инициативах: недавно в Евросоюзе предложили принять норму, согласно которой к 2030 г. аккумуляторы электромобилей должны содержать не меньше 12% переработанного кобальта и 4% переработанных лития и никеля.
Sumitomo Metal планирует начать с небольших объемов переработанных аккумуляторов, используя добываемые из них материалы для собственного производства катодов. Компания планирует инвестировать в эту отрасль сейчас, чтобы получить преимущество перед конкурентами, когда переработка аккумуляторов станет более распространенной практикой. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)