Существует мнение, что во время карантина с ограничениями в работе транспорта, многие стали подумывать о каком-то недорогом небольшом автомобиле. Но, как оказалось, это – не совсем так. Auto-Consulting выяснил, какие тенденции наблюдаются на рынке подержанных авто.
Сегодня предложений приобрести подержанный автомобиль немало. Из Южной Кореи, из США, с немецких аукционов или прямиком с комиссионных площадок стран ЕС. Естественно, существуют и внутренние перепродажи. Тем не менее, по сравнению с 1-м кварталом прошлого года, за 3 месяца легковых автомобилей было импортировано на 27,6% больше, а внутренние перепродажи выросли на 17,3%. По легкому коммерческому транспорту цифры еще меньше. Импорт сократился на 9,5%, а внутренние перепродажи – выросли меньше, чем на 4,5%. Причем, январь и февраль нынешнего года были провальными и для легкового транспорта, и для коммерческого. И по импорту, и по внутренним перепродажам.
Рост, по сравнению с прошлым годом, зафиксирован только в марте. Принято считать такие показатели результатом низкой деловой активности.
Как и раньше, на рынке б/у преобладают легковые авто. Они занимают долю более 70%. Но сегодня это – наименее растущий сегмент, и по сравнению с прошлым годом рост здесь меньше 15%. Да и сама доля седанов и хэтчбеков уменьшилась. В то же время, автомобили класса SUV, занимающие долю рынка в 21%, продемонстрировали по сравнению с прошлым годом, рост более 40%. И их доля на рынке растет примерно так же, как уменьшается доля седанов и хэтчбеков. То есть, как и на рынке новых авто, кроссоверы и внедорожники постепенно “съедают” обычные легковушки. За SUV идут пикапы – рост более 35% и… спорткары – рост более 33%, по сравнению с прошлым годом. И хотя интерес к спорткарам, скорее всего, имеет сезонный характер, все эти цифры не очень соответствуют легенде о желании людей приобрести маленький недорогой городской автомобиль, как альтернативу общественному транспорту.
По популярности на вторичном рынке неуклонно теряют свои позиции российские автомобильные марки ВАЗ, ГАЗ, УАЗ. Меньше стали покупать подержанных автомобилей ЗАЗ. Одновременно традиционно демонстрируют рост автомобили марок Volkswagen, Skoda, Ford, Renault, Hyundai, Toyota, Opel, Nissan, BMW, KIA. Но и здесь произошли некоторые изменения. Если сравнить с итогами 1-го полугодия 2020-го то, самыми популярными среди подержанных легковых авто были: Volkswagen, Ford, Skoda, Renault, Nissan, Daewoo, Opel, Audi, BMW и Mazda. Как видим, предпочтения автомобилистов изменились, но не кардинально.
Десятка самых популярных моделей тоже не очень сильно изменилась. Хотя, удивляет, что несмотря на рост сегмента SUV, среди лидеров нет ни одного кроссовера или внедорожника. Сегодня самые популярные модели это (в порядке убывания популярности) – Volkswagen Passat, Skoda Octavia, Volkswagen Golf, Renault Megane, Ford Focus, Skoda Fabia, Daewoo Lanos, Opel Astra, Hyundai Sonata и Renault Scenic.
В 2019-м самыми популярными были Volkswagen Passat, Skoda Octavia, Volkswagen Golf, Renault Megane, Opel Zafira, Ford Focus, Audi A6, Audi A4, Renault Scenic. В первом полугодии 2020-го среди подержанных легковых авто были практически все те же модели, но с небольшими исключениями. В частности, это – Volkswagen Passat, Skoda Octavia, Volkswagen Golf, Ford Focus, Renault Megane, Volkswagen Jetta, Nissan Rogue, Skoda Fabia, Ford Fusion, Opel Astra.
На сегодняшний день структура отечественного рынка б/у авто выглядит так. Автомобили в возрасте 0-2 г. – 3%, в возрасте 3-5 лет – 23%, в возрасте 6-7 лет – 16%, в возрасте 8-10 лет – 18%, 9-16 лет – 28%, старше 16 лет – 12%.
И это очень заметно по самым популярным моделям. Так, за 3 месяца 2021-го на первом месте по популярности, как по импорту, так и по внутренним перепродажам Volkswagen Golf в возрасте старше 16 лет. На втором – Skoda Octavia 11-15 лет, затем – Daewoo Lanos 10-15 лет, Volkswagen Passat старше 16 лет, и Renault Megane 11-15 лет. То есть – лидируют очень немолодые автомобили. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)