Международное энергетическое агентство IEA опубликовало отчет о мировых продажах электрифицированных автомобилей в 2021 г. Речь как о чистых электромобилях, так и о подзаряжаемых гибридах: во многих странах они приравниваются к “электричкам”, ведь у них тоже есть возможность длительного передвижения на электротяге и подзарядки аккумулятора от сети. По данным IEA, продажи электрифицированных машин в прошлом году выросли более чем вдвое – с 3,1 млн. до 6,6 млн. штук. Их доля рынка выросла с 4,1% в 2020 г. до 8,6% в 2021-м.
По данным IEA, к концу 2021 г. на дорогах мира находится 16 млн. электромобилей и подзаряжаемых гибридов, которые в сумме потребляют 30 тераватт-часов (ТВт/ч) электроэнергии в год. Например, столько электричества вырабатывает за год Ирландия.
Главный потребитель электрифицированных автомобилей – Китай. В прошлом году здесь продано 3,4 млн. электромобилей и подзаряжаемых гибридов (почти трехкратный рост), то есть больше, чем во всем мире в 2020-м. По данным агентства JATO Dynamics, чистых электромобилей здесь продано 2,34 млн. штук. К концу года доля электрифицированных моделей в общем объеме продаж достигла 20%. Скорее всего, в этом году прирост замедлится, потому что с января госсубсидии на покупку “электричек” уменьшились на треть. Но, с другой стороны, самым популярным электромобилем в КНР стал миниатюрный хэтчбек Wuling Mini EV (470 тыс. штук), на который субсидии вообще не распространяются.
Второй по объему рынок для электромобилей и подзаряжаемых гибридов – Европа: 2,3 млн. машин в 2021 г., рост на 70% и доля рынка 17%. Хотя на чистые электромобили приходится только половина этого объема. Тем не менее в декабре доля “розеточных” машин уже достигла 21% и впервые стала больше, чем у дизельных автомобилей. В Норвегии доля электрифицированных моделей в прошлом году составила 72%, в Швеции – 45%, в Нидерландах – 30%, в Германии – 25%, а во Франции и Великобритании – по 15%.
На рынке США в прошлом году продано около 700 тыс. электрифицированных автомобилей. Из них 450 тыс. чистых электромобилей, причем 361 тыс. – марки Tesla.
Как сообщает IEA, крупнейшим продавцом электрифицированных автомобилей в прошлом году стала Tesla с результатом 936 тыс. штук. На втором месте – концерн Volkswagen (763 тыс.), на третьем – китайская фирма BYD (598 тыс.), а следом идут концерны General Motors (517 тыс.) и Stellantis (385 тыс.). А в агентстве JATO Dynamics составили рейтинг самых продаваемых в мире электромобилей за 2021 г. Бестселлером стал седан Tesla Model 3.
Эксперты IEA прогнозируют, что сумасшедший рост продаж батарейных автомобилей уже скоро замедлится. В первую очередь из-за роста цен на сами машины, обусловленного подорожанием сырья для производства тяговых аккумуляторов. В прошлом году литий прибавил в цене на 150%, никель – на 25%, графит – на 15%. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)