Война РФ против Украины может спровоцировать еще одну глобальную нехватку микросхем, которые являются основой современных технологий.
Неон играет решающую роль в создании технологий, которые мы используем каждый день. В течение многих лет примерно 90% (после 2016 г. доля сократилась до 70%) данного газа на мировой рынок поступало из Украины, где всего две компании очищали его до нужной степени, чтобы использовать для производства микросхем. По крайней мере, так было до вторжения РФ.
В условиях войны украинской неоновой промышленности пришлось остановить производство. ООО “Ингаз”, являющаяся одной из двух основных неоновых компаний Украины, базируется в Мариуполе, который находится сейчас в окружении под постоянными обстрелами и бомбардировками войск РФ. Второй производитель – “Криоин” (Cryoin Engineering), расположен в Одессе. Город долгое время находилась под угрозой высадки вражеского десанта, а вчера был обстрелян кораблями агрессора. Понятно, что при столь ужасных обстоятельствах и при растущем числе жертв среди мирного населения, данные предприятия просто не работают.
Производители полупроводников используют неон в специализированных высокоточных лазерах, которые применяются для изготовления микросхем. В настоящее время не совсем ясно, есть ли у них достаточно времени, чтобы найти новые источники этого газа до того, как закончатся запасы. По расчетам отраслевых аналитиков, резервов производителей хватит на срок от одного до шести месяцев. После этого им придется останавливать выпуск полупроводниковых микросхем. В свою очередь это приведет к дефициту микросхем на мировом рынке, который еще не восстановился после кризиса, вызванного пандемией коронавируса, повышению цен на них, задержкам поставок и нехватке критически важных технологий.
“Будь то бытовая электроника, автомобили, компьютеры, телефоны, новые самолеты, все, что вы можете себе представить, имеет полупроводниковые микросхемы. В долгосрочной перспективе, если это не разрешится, вы больше не сможете покупать эти продукты на рынке” Унни Пиллаи, профессор наноинженерии в Политехническом институте SUNY
Надвигающийся кризис является серьезным напоминанием о том, что производство технологий является весьма хрупким процессом, особенно в условиях, когда производители аппаратного обеспечения, такие как Apple, Samsung и Intel, закупают компоненты у специализированных сторонних фирм. Несмотря на то, что такая схема позволяет им сокращать затраты и выпускать устройства с высоким уровнем эффективности, война в Украине ясно показывает, что эта система весьма ненадежна. Заминка в производстве одного самого простого компонента или ингредиента может поставить под угрозу доступ мира ко всем видам технологий.
К слову, еще до начала прямой агрессии РФ против Украины в феврале 2022 г., отмечались признаки того, что поставки неона из нашей страны являются уязвимыми. В 2014 г., когда был аннексирован Крым, цены на газ выросли на 600%, а иностранные компании начали сомневаться, смогут ли “Ингаз” и Cryoin Engineering в долгосрочной перспективе обеспечить надежное производство неона. Также были признаки неприятностей и за несколько недель до нападения РФ на Украину. С декабря 2021 г. отмечается рост цены на неон в Китае, где также находится ряд производителей данного газа. В начале февраля 2022 г. Белый дом рекомендовал производителям микросхем начать поиск новых источников неона. Примерно через две недели компания ASML, один из основных поставщики лазеров для полупроводниковой индустрии, также занялась поиском новых мест для покупки газа.
В ответ на предупреждение Вашингтона, многие производители микросхем начали накапливать запасы неона. На данный момент Ассоциация полупроводниковой промышленности, основная организация, представляющая индустрию микросхем США, заявила, что из-за войны не будет “немедленных рисков перебоев с поставками”. Также возможно, что эти компании могут прибегнуть к мерам, которые они использовали после кризиса в 2014 г., например, к переработке неона, который у них уже есть, и к настройке своих лазеров таким образом, чтобы продлить срок использования неона. Однако, проблема заключается в том, что все это лишь краткосрочные решения, и неясно, как долго будет продолжаться война. В какой-то момент неон может закончиться.
Следует отметить, что неон не единственная проблема для производителей микросхем. За последние два года на нехватку полупроводников во всем мире повлияли пандемия Covid-19 на предприятиях, перебои с электроэнергией в Китае, пожар в Японии и экстремальные погодные условия в Техасе. В этом смысле война в Украине – это еще один пример того, как нехватка часто незначительного на первый взгляд компонента или ингредиента может вызвать каскад и сбить с курса всю технологическую отрасль.
“Эти основные материалы являются частями цепочки поставок. В большинстве цепочек поставок так много уровней, что люди не задумываются об этом. Это сложная паутина, которую мы сплели за последние пару десятилетий” Вилли Ши, профессор делового администрирования Гарвардского университета
Многие развитые страны, такие как Япония, Китай, Южная Корея и Европейский Союз начали инвестировать миллиарды долларов в развитие собственных мощностей по производству микросхем. То есть они отходят от глобального подхода к производству полупроводников. В настоящее время США обдумывают план потратить более $52 млрд. на развитие американской индустрии микросхем, что должно дать толчок отечественному производству технологий и сделать их менее зависимыми от других стран.
“Изменение, которое происходит прямо сейчас – переход от глобальной к более локальной экономике. Война в Украине действительно подталкивает всех в этом направлении. Каждому региону придется привести все в порядок, чтобы они могли быть более самодостаточными с точки зрения материалов” Лита Шон-Рой, президент и главный исполнительный директор Techcet
Как отмечалось выше, решение проблемы дефицита неона не является панацеей от грядущих бед в производстве полупроводников. Даже если появятся новые источники неона, затянувшаяся война в Украине все равно может привести к нехватке других критически важных материалов, используемых для микросхем. РФ поставляет в США большую часть палладия, который используется в полупроводниках и каталитических преобразователях, а также никеля, критически важного металла для автомобильных аккумуляторов, и газа C4F6, также используемого производства полупроводников.
В такой ситуации министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров призывает некоторые компании-производители микросхем, в том числе Qualcomm, полностью уйти из РФ.
“Когда происходят такие вещи, как в Украине, это обнажает все эти связи. Многие люди удивляются этому” Вилли Ши, профессор делового администрирования Гарвардского университета
Несмотря на усилия стран, в том числе финансовые, в будущем стать более самодостаточными, на данный момент глобальная цепочка поставок технологий представляет собой “карточный домик”. (Логист.Today/Машиностроение Украины и мира)