Украинцы кинулись скупать автомобили: за январь-апрель “железных коней” было продано на 56% больше, чем за такой же период в прошлом году. В апреле дилеры продали на 72% больше машин, чем за тот же месяц годом ранее, а в марте прирост вообще составил 98%. Майская статистика обещает быть не менее радужной. Однако участники рынка не высказывают по этому поводу особого оптимизма: рынку еще очень далеко до докризисных показателей.
“Статистикой на самом деле легко манипулировать, – комментирует генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. – Допустим, если я сегодня продал одну машину, а завтра десять, то вот вам и рост на 90%. При этом учтите, что в прошлом году с января по апрель авторынок фактически лежал на дне: продажи по всей стране в этот период еле перевалили за 10 тыс. автомобилей”. Корректно ли сравнивать нынешнее оживление с дном? Только чтобы получить низкий старт и красивую динамику, уверен независимый автомобильный эксперт Андрей Сидоренко. Ведь если сравнить объемы продаж со сколь угодно успешным (тем же 2012 г.) годом, то результат окажется неутешительным.
Впрочем, как бы там ни было, определенный прирост все же есть: месяц за месяцем из автосалонов выезжает все больше обладателей новых авто. Эксперты объясняют это в первую очередь стабилизацией экономики Украины. “Рост автопродаж связан с сезонным укреплением гривни и стабилизацией на валютном рынке, – считает советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. – В период девальвации и широкой амплитуды колебаний валютного курса первыми реагируют рынок недвижимости и авто, потому что они заточены под долгосрочные кредиты. Как только валютная ситуация стабилизируется, начинается возобновление продаж: сначала на рынке авто, потом недвижимости”. “Вдобавок к этому люди просто устали бояться, – говорит Назаренко. – Год или два назад покупка авто у многих была на последнем месте в списке приоритетов, люди готовились к тому, что придется уезжать из страны. Тем, кто остался, уже надоело паниковать, они возвращаются к привычной жизни”.
Росту авторынка есть и другое, почти обратное объяснение – люди тратят деньги, не веря в то, что стабилизация наступила надолго. “Недоверие украинцев к банковской системе растет, – отмечает Андрей Сидоренко. – С начала 2014 г. Нацбанк вывел с рынка 64 финучреждения. В этом году также прошла череда громких банкротств: закрылись банки “Михайловский”, “Киев”, есть и другие на очереди. На фоне этого люди со средним достатком пытаются уже не сохранить деньги, а хотя бы не потерять их, вложив в автомобиль”. В пользу этого мнения говорит и “средний чек” из автосалонов: оживление на рынке создали отнюдь не бюджетные автомобили. “Около 70% продаж в этом году совершаются в ценовой категории $15-25 тыс. или выше, – утверждает коммерческий директор компании “АвтоАльянс” (официальный дилер Nissan в Украине) Дмитрий Деменко. – Причем авто люди берут не в кредит, а сразу за полную стоимость”.
Так что, как видим, сейчас машины приобретают те, кто несколько лет откладывал такую крупную покупку, как авто, и это далеко не рядовые граждане страны. Поэтому и лидерами автопродаж стали брэнды, которые сложно назвать бюджетными. По данным компании Auto-Consulting, в ТОП-5 по итогам апреля вошли последовательно Toyota, Volkswagen, Renault, Skoda и BMW. Аналитики отмечают, что впервые за всю историю наблюдений за отечественным авторынком в десятку самых продаваемых марок вошел Mercedes-Benz, став наряду с BMW вторым премиум-брэндом в ТОП-10. Это также говорит в пользу того, что рынок сейчас работает на покупателя “выше среднего”, предлагая ему новые модели и комплектации. “Основную погоду на сегодняшний день делают четыре-пять игроков на рынке, – говорит Деменко. – Если в прошлом году это были Toyota и Renault (не в последнюю очередь за счет контрактов с МВД), то теперь в игру включились BMW с хорошими ценами в премиальном сегменте и Volkswagen с настоящим прорывом года – моделью гольф-класса Jetta по стартовой цене $20 тыс. (сейчас это половина всех продаж брэнда). Обновила модельный ряд и Toyota (RAV4 и Camry). Все это несколько и разогрело авторынок”.
Следующий фактор, который повлиял на продажи и “расставил” лидеров авторынка в их нынешнем порядке, – это оживление корпоративных клиентов. “У юридических лиц отложенный спрос накоплен вообще с 2009 г., – поясняет Деменко. – Компании тогда практически перестали покупать машины, и автопаркам сейчас по семь-восемь лет. Здесь покупка новых авто – это уже вопрос экономической целесообразности, потому что содержать парк, который два-три раза себя отработал, не имеет никакого смысла”. Предположительно, именно спрос от юрлиц вывел брэнд Renault на второе место в топе лидеров продаж, ведь такие модели, как Logan, Dokker и Duster, очень часто используются в корпоративных автопарках. Кстати, в компании Renault Украина отмечают еще один стимул для роста продаж. По словам директора по маркетингу и коммуникациям Оксаны Борейко, банки стали активнее давать автокредиты. “Юрикам” здесь повезло больше, чем “физикам” – займы на коммерческие авто сегодня можно взять в половине банков из числа 25 крупнейших. А вот физлицам пока что реально доступны партнерские программы банков, аффилированных с салонами и импортерами. “Ситуации, когда человек мог выбирать из 10 банков, сейчас нет, – уверяет Кущ. – Если покупатель приходит в салон, там выбор ограничен двумя-тремя банками, из которых один основной, а остальные – для галочки”.
Прогнозы на год. Прогнозы по поводу дальнейшей динамики продаж у экспертов похожи. К примеру, Олег Назаренко считает, что по итогам 12 месяцев рынок выйдет на 58 тыс. проданных авто (рост по году – 23-25%). “Ожидание от рынка на уровне тех же 55-60 тыс., – соглашается Деменко. – Кстати, май из-за длинных праздников потеряет в сравнении с прошлым процентов 20”.
По словам экспертов, стимулировать украинцев к покупкам могут сами производители: например, повторить прорыв Volkswagen Jetta и привезти в Украину интересное авто по привлекательной цене. Кстати, нечто подобное (правда, в более экономном варианте) уже пытается сделать Chery. В апреле китайский брэнд представил сразу три новых модели: два седана ($12,5-16 тыс.) и кроссовер ($17 тыс.), рассчитывая за их счет восстановить утраченные в прошлом году позиции.
В общем, дорога для новых авто в Украине в этом году должна быть умеренно ровной с легким подъемом на 5,6-5,8 тыс. машин ежемесячно. Если, конечно, на пути не встанут парламентарии. “Продажи автомобилей “из салона” упадут, если власти продлят срок пребывания в стране авто на временной регистрации до одного года (в ВР на этот счет зарегистрирован законопроект №4223). То же самое произойдет при резком снижении акцизов на импорт подержанных авто (законопроект №3251, принят в первом чтении). Вступление в силу двух этих документов попросту обвалит рынок”, – прогнозирует Назаренко. “Если к осени отменят акцизы на б/у-ные автомобили и к нам поедет секонд-хенд из Европы, о рынке новых авто на какое-то время придется забыть, – соглашается руководитель проекта “Клуб директоров автобизнеса” Олег Диващук. – Хотя дилеры и производители из страны не уйдут. Скорее всего, они возглавят движение по импорту к нам подержанной техники. У многих из них есть ресурсы, логистические центры и подразделения, которые нужно загружать. И им как акционерам по большому счету все равно, на чем зарабатывать”. (Сегодня/Машиностроение Украины и мира)