В Харькове проходят последние приготовления украинского реактивной системы залпового огня “Верба”. Это модернизированная современному уровню и военных требований еще советская БМ-21 “Град”.
В Минобороны не скрывают, что очень ждут испытаний, чтобы как можно быстрее запустить “Иву” в производство и передать в войска.
Разработчики машины значительно улучшили характеристики системы, теперь экипаж проводит привязку, определение положения машины автоматически.
Также перезарядка пакета направляющих теперь механизирована. Для этого разработана транспортно-зарядные машины, которую завершают собирать на заводе.
“Верба” оснащена сдвоенной кабиной на 5 мест, а все системы наведения, прицеливания и даже перезарядки теперь управляются изнутри. Полная масса установки “Верба” – 20 т. Максимальная скорость – 85 км/ч.
Если БМ-21 “Град” перезаряжается после полного запуска от часа до двух, в зависимости от квалификации экипажа, то в РСЗО “Верба” перезарядка полного комплекта 40 ракет делается в течение 10 минут.
По словам генерального конструктора ХКБМ Владимира Вакуленко на доработку системы необходимо 7 месяцев и 16000000 грн.
Также известно, что возможен вариант с бронированной кабиной от “Раптора”.
Относительно базовой БМ-21 является следующие изменения:
– скорость перезарядки выросла в 7 раз;
– современные системы навигации сократили время для открытия огня по цели на незнакомой местности в 4 раза, по сравнению с “Градом”;
– переход на шасси от АвтоКрАЗа позволил не только исключить использование российских “Уралов” и повысить проходимость машины;
– новая система выравнивания и стабилизации платформы, благодаря чему значительно удалось повысить точность огня;
– изменена система связи, теперь вся информация передается по цифровым каналам в зашифрованном виде. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)