Украинские танкостроители одержали серьезную победу на мировом рынке. Как заявил генеральный директор государственного концерна “Укроборонпром” Роман Романов, в марте был подписан Меморандум о возможности поставки украинских дизельных двигателей типа 6ТД-3 мощностью 1500 л. с., разработки Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению. Этот двигатель должен стать дальнейшей модернизацией “линейки” силовых агрегатов 6ТД. Притом, украинский двигатель предполагается как замена агрегату фирмы MTU.
Однако, меморандум – это еще не контракт. К тому же в Турции уже неоднократно анонсировали сотрудничество с Украиной в военной сфере, которое на практике пока не реализовалось. Но уже тот факт, что украинский двигатель даже гипотетически избран для установки на перспективный турецкий танк – это позитивный момент. Правда, чтобы осуществить этот проект на практике, харьковскому КБ еще предстоит провести много работы.
Проект по созданию современного турецкого танка Altay – это чуть ли не национальный проект, который курируют на самых верхах. Его разработка щедро финансируется уже не один год. Притом, была поставлена задача максимально локализовать его производство в самой Турции. Ранее разработкой силовой установки для этого перспективного турецкого танка занималась турецкая частная компания Tumosan, которая весной 2015 г. подписала контракт с Подсекретариатом оборонной промышленности Турции на 190 млн. евро. В контракт входит проектирование, разработка, производство прототипов, испытания и сертификация силовой установки, компания также обязалась разработать топливную систему и электронный блок управления двигателя. Но, видимо, в Турции стали понимать, что разработать танковый двигатель с нуля – это непростая задача.
На опытных образцах Altay был установлен моторно-трансмиссионный блок (powerpack), в состав которого входят 12-цилиндровый дизельный двигатель MTU MT 883 Ka 501 мощностью 1500 л. с. и автоматическая трансмиссия Renk HSWL 295TM. Однако, в MTU дали понять, что будут жестко регламентировать поставки силовых установок на экспорт.
По этой причине Турция и предприняла попытку разработать собственный двигатель, а сейчас еще и может использовать украинскую силовую установку. Не исключено, что эти “маневры” направлены на воздействие на несговорчивый MTU. Но у Украины есть реальный шанс выйти на рынок с экспортом танковых двигателей, тем более, что в армиях многих помнят Т-64 и умеют его обслуживать. Предполагается, что турецкий подрядчик на начальном этапе произведет двигатели для 250 танков, затем последуют три заказа по 250 силовых установок.
Помимо Украины, турецкие производители также заключили соглашение с австрийской компанией AVL, а до этого вели многомесячные переговоры с японской Mitsubishi Heavy Industries. Поэтому, пока Меморандум – это лишь намерения. Но у “Укроборонпрома” есть все шансы получить масштабный контракт и получить модернизированный двигатель. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)