За последние два года ВМС Украины интенсивно получают на вооружение артиллерийских катера “Гюрза-М”, интересным элементом в оснащении которых радиолокационная станция “Дельта-М”.
Отечественный радар, разработанный киевским НИИ “Квант-Радиолокация” впервые поставляется на оснащение украинских кораблей, хотя уже давно успешно используется за рубежом.
“Дельта-М” представляет собой мобильную двухкоординатноe когерентно-импульсную радиолокационную станцию кругового обзора, которая предназначена для наблюдения за воздушной и наземной обстановкой в зоне расположения особо важных объектов, а также для контроля экономических и таможенных зон с целью предотвращения контрабандных и террористических действий.
Радар достаточно многофункциональный, так как обеспечивает выполнение широкого спектра задач, среди которых автоматическое обнаружение и сопровождение самолетов, вертолетов, дельтапланов, наземных и надводных целей, регистрация отобранных траекторий целей и передача данных по ним полицейским, пограничным и другим службам, а также формирования сигнала тревоги.
“Дельта-М” имеет твердотельный передатчик, который обеспечивает формирование/прием зондирующих сигналов со сложной модуляцией. Радар обеспечивает цифровую обработку сигналов и траекторной информации. Он обладает высокой эффективностью обнаружения движущихся целей на фоне интенсивных пассивных помех. При этом осуществляет автоматическое измерение координат и формирование трасс движущихся целей. Кроме того, “Дельта-М” может обнаруживает всплески и взрывы снарядов на любой поверхности.
Отображения радиолокационной обстановки осуществляется на жидкокристаллическом дисплее, расположенном на пункте управления. Управление режимами работы радаром происходит автоматизировано от панельного компьютера. Применение современных алгоритмов обнаружения позволяет исключить ложные отметки целей, независимо от существующей помеховой обстановки.
“Дельта-М” обеспечивает обнаружение надводных целей на расстоянии радиогоризонту, а воздушных на дальности 30-35 км (при этом индикатор отображения обстановки рассчитан на 96 км). Отображение видеосигналов и данных о трассах целей осуществляется в реальном масштабе времени. Точность определения местоположения объектов составляет 15-20 метров.
РЛС может быть интегрирована с различными радарами, линиями связи, системами управления и контроля, системами РЭБ и навигационными системами.
“Дельта-М” может разворачиваться не только на кораблях, но и на зданиях, вышках или на транспортных средствах (автомобилях, БТР, БМП и т. п.), которые при работе располагаются на холмах или на возвышенных местах для обеспечения необходимых условий осмотра . В таком варианте станция может комплектоваться дополнительным выносным пультом, который размещается на дальности до 250 м.
РЛС прошла испытания в интересах ВМС Украины в составе стационарного берегового поста еще в 2010 г. и была принята на вооружение в январе 2011 г. Однако до сих пор поставлялась в интересах иностранных заказчиков в различных конфигурациях и на различные объекты. Так, в частности, РЛС “Дельта-М” установлена в составе радиолокационной системы “Каскад” на кораблях Bata и Wele Nzas ВМС Экваториальной Гвинеи. Также, данная система с соответствующим радаром оснащена линейка артиллерийских катеров HQ-272 ВМС Вьетнама.
Первыми и пока единственными, кораблями в составе ВМС Украины, оснащенные РЛС “Дельта-М” является артиллерийские катера “Гюрза-М”. На них станция выполняет задачи наблюдения за надводной и воздушной обстановкой, обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей. “Дельта-М” дополнена устройством цилерозподилу и целеуказания, поводом компенсации утки. Кроме того, РЛС обеспечена модулем управления стрельбой артустановкой катера.
В перспективе не исключается, что корабли нового проекта “Лань”, которые планируется построить в интересах ВМС Украины уже в ближайшие несколько лет, также будут оснащаться РЛС “Дельта-М” в составе радиолокационной системы “Каскад”. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)