Подержанные иномарки могут подешеветь минимум на 10% уже в ближайшее время. Таким может быть результат анонсированного премьер-министром обнуления пошлин на ввоз старых автомобилей. Ранее бывший премьер-министр Арсений Яценюк поручил Министерству финансов, Министерству экономики и Государственной фискальной службе разработать законопроект об отмене ввозной пошлины на подержанные авто.
Более 50000 наименований различных товаров представлено на сайте Группы компаний «Всего валом» www.vsegovalom.ru, которая специализируется на оптовой и розничной продаже промышленного оборудования, масел, компонентов и запчастей к ним. У компании более шести тысяч постоянных крупных клиентов.
Таможенный сбор планируют оставить только для машин из России.
“Ко мне пришли сотни писем граждан. Люди считают, что это будет правильный шаг для того, чтобы снять нагрузку на украинцев и увеличить возможности для покупки автомобилей”, – заявил тогда премьер.
Это действительно большая проблема. В свое время петиция об отмене пошлины на сайте президента собрала 25 тыс. подписей. Украинцев многие годы заставляют платить за старые авто в разы больше, чем платят, например, граждане ЕС.
Теперь дело за малым: Кабмину – разработать законопроект, депутатам – проголосовать, и в Украину рекой потекут дешевые машины из Европы. Это на словах, а на деле все немного сложнее.
“Экономическая правда” разбиралась в том, снизятся ли цены на подержанные автомобили в случае отмены пошлин, как на это смотрят импортеры, и каким образом Минфин компенсирует недопоступления в бюджет.
Кто скупает дорогие авто. “Продажи авто в Украине упали почти в 15 раз. Если в 2008 г. было продано 623 тыс. новых машин, то в 2015 г. – лишь 46 тыс.”, – говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
В ассоциации отмечают, что на ситуацию в сегменте импорта авто с пробегом повлияла девальвация валют в странах СНГ и новое экологическое законодательство.
Импорт легковых автомобилей
Как известно, с 1 января в Украине запрещено производство и импорт авто, которые не соответствуют стандарту Евро-5. Заводы перешли на выпуск легковых авто нового стандарта только с сентября 2009 г.
Еще год назад, в январе-феврале 2015 г., 52% всего объема импорта составляли автомобили до 2008 г. в. – экологический стандарт Евро-4 и ниже.
Существенно изменилась и структура импортных брэндов. В ассоциации проанализировали данные по импорту ТОП-10 брэндов и зафиксировали однозначный тренд роста импорта б/у автомобилей премиум-сегмента: Audi, Mercedes, BMW.
При этом импорт бывших в употреблении авто массовых доступных европейских брэндов падает: Renault – на 18,8%, Volkswagen – на 8%, Opel – на 11,5%.
“Существенно растет объем продаж премиальных брэндов, что выглядит немного странно для страны, находящейся в тяжелом экономическом кризисе и в состоянии войны. Однако это имеет объяснение – средний класс в Украине исчезает, а состоятельных любителей премиум-сегмента в лице госчиновников, судей, прокуроров, депутатов прибавляется”, – заявили в ВААИД.
Импорт б/у легковые | Янв.-фев. 2015 г. | Янв.-фев. 2016 г. | Динамика янв.-фев. 2016/2015 гг., % |
Renault | 937 | 761 | -18,8 |
Volkswagen | 461 | 424 | -8,0 |
Nissan | 105 | 229 | 118,1 |
Mercedes | 70 | 195 | 178,6 |
Opel | 200 | 177 | -11,5 |
Skoda | 120 | 164 | 36,7 |
Audi | 49 | 146 | 198,0 |
BMW | 56 | 107 | 91,1 |
Toyota | 55 | 54 | -1,8 |
Smart | 160 | 44 | -72,5 |
Peugeot | 47 | 43 | -8,5 |
Другие | 2260 | 283 | -87,5 |
Общий итог | 2436 | 2586 | 6,2 |
По словам директора по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергея Боровика, увеличивается импорт автомобилей премиум-сегмента выпуска 2011-2013 гг. “Это преимущественно состоятельные люди, у которых есть большие суммы денег. Эти люди в разы увеличили приобретение дорогих авто”, – отмечает он.
Подешевеют ли иномарки. Эксперты автомобильного рынка говорят, что отмена пошлин – хорошая идея, но реализовать ее будет сложно. В том числе – из-за нового экологического законодательства.
“Есть много мифов, мол, отменят налоги – и у нас будут автомобили за тысячу евро. Машину за тысячу евро можно купить, но на ней можно будет ездить только в ЕС. Украинцы должны принять как данность, что автомобиль старше пяти лет мы не можем завезти”, – говорит Назаренко.
Стоимость владения автомобилем при пробеге 20 тыс. км в год, грн.
Топливо 2 тыс. л | 40000 |
Резина зима/лето (амортизация пять лет) | 6000 |
Тормозные колодки (амортизация два-три года) | 1000 |
Тормозные диски (амортизация пять лет) | 2000 |
Страховка ОСАГО | 1500 |
Регламентное ТО каждые 10 тыс. км х 2 | 4000 |
Подготовка авто к лету/зиме | 1000 |
Мойка один-два раза в месяц | 1000 |
Итого, минимум в год | 56500 |
Итого, минимум в месяц | 5000 |
Дополнительно: КАСКО, паркинг, штрафы, мелкие поломки | 30000 в год или 2500 в месяц |
“Если в Украине отменить пошлины, акцизы и НДС, все равно у нас не будет дешевых машин, потому что автомобили моложе пяти лет в Евросоюзе тоже достаточно дорогие. Фактически европейские авто для украинцев станут более дешевыми только тогда, когда Украина станет членом ЕС. Тогда по Европе граждане нашей страны смогут передвигаться хоть на Евро-0”, – отметил он.
Кроме того, по словам директора ВААИД, ситуацию усложнит введение в 2018 г. стандарта Евро-6. Тогда под запрет импорта в Украину попадут автомобили старше двух лет.
Боровик считает, что цены на авто в Украине не снизятся и по другой причине – из-за обесцененной национальной валюты. “За этот год цены на автомобили в долларах немного снизились, но в гривне они на 30% повысились, то есть они росли каждый месяц, и покупатели это прекрасно видели”, – заявил Боровик.
“Украинцы понимают, что снижению цен взяться неоткуда. То, что гривня будет падать, пусть и не так, как раньше, мы тоже понимаем. Вспомните сентябрь 2015 г., когда отменили 5%-ный импортный сбор. Тогда цены не снизились, а выросли по причине девальвации нацвалюты”, – считает он.
“За” и “против”. “Как автоимпортер я заинтересован в том, чтобы как можно больше снижались налоги на импорт. Однако как гражданин я понимаю: можно вообще перестать платить налоги, но кто тогда будет финансировать армию, пенсионеров, образование, медицину?”, – говорит Назаренко.
“Специалистам надо садиться за стол с Минфином, Минэкономики, ГФС и обсуждать ситуацию с бюджетом. Мы бы хотели вообще не платить налоги, но мы понимаем, что тогда государство просто погибнет”, – заявил эксперт.
В свою очередь, вице-президент “Укравтопрома” Ефим Хазан высказался против отмены пошлин на импорт автомобилей. Более того, он считает пошлину 10% недостаточно высокой. “Таможенная пошлина – стимул для развития производства в Украине. Когда пошлины на авто были 25% (в мае 2008 г. пошлины снизили с 25% до 10%), у нас появились программы, инвестиции, рабочие места… Как только пошлина упала до 10%, мы увидели, что производить автомобили в Украине стало неинтересно”, – сказал глава “Укравтопрома”.
“Какой смысл производить автомобили, когда за 10% таможенной стоимости можно ввезти готовый автомобиль? Действующая таможенная пошлина в Украине стимулом для развития производства не является”, – резюмировал Хазан.
Вице-президент корпорации “УкрАвто” Олег Папашев считает, что пошлины необходимо вводить на весь импорт. “С точки зрения производителя необходимо вводить пошлины на весь импорт, в том числе на обувь, одежду, продукты питания. Мы живем в своей стране, мы создаем рабочие места, украинцы на этом зарабатывают деньги”, – сказал он.
По словам вице-президента “УкрАвто”, снижать пошлины на авто нежелательно, потому что это снижение нужно будет чем-то компенсировать. “Если пошлину на авто снизят, мы с вами будем рассчитываться тем, что нам увеличат налоги. В основном это будут наши с вами деньги, потому что другого пути наше правительство, к сожалению, не может найти”, – резюмировал Папашев.
Готовы ли украинцы поддержать отечественный автопром? Глава “Украинского общества экономических свобод” Марьян Заблоцкий отмечает, что впервые давление потребителей, по крайней мере в сегменте автомобилей, стало более значимым, чем давление производителей-протекционистов. На это есть объективные причины. “Автомобильная отрасль не может эффективно сопротивляться, поскольку находится в состоянии полного краха. К этому краху ее, собственно, привели высокие импортные пошлины на старые авто”, – подчеркивает он.
В лучший период производство и сборка легковых авто достигала 400 тыс. единиц, что вдвое больше, чем в советские времена. Однако в 2015 г. в Украине производство упало до рекордно низкого уровня – до мизерных 5 тыс. штук.
В то же время в Словакии, в которой производство авто после развала соцлагеря было почти нулевым, в 2015г. впервые произведено более 1 млн. авто. То есть небольшая Словакия производит по 200 авто на каждое одно авто, изготовленное в Украине.
12 | Текущее количество заводов-производителей автомобильного транспорта в Украине. Из них почти половина в полностью или частично законсервированном состоянии |
Более 1 тыс. | Количество официальных дилерских центров |
40 | Количество компаний – официальных импортеров, представляют на рынке 60 автомобильных брэндов |
Примерно 1 тыс. | Количество производителей комплектующих, из них около трех десятков – совместные предприятия с иностранными инвестициями |
Более 2 млрд. евро | Объем инвестиций со стороны резидентов Украины и иностранных компаний за последние 20 лет в строительство автосалонов, СТО, производственных площадок |
Более 50 тыс. | Количество занятых в автомобильной отрасли: официальный импорт и дистрибуция, заводы-производители и поставщики комплектующих |
Что недополучит бюджет. В Министерстве финансов сообщили, что законопроект об отмене ввозной пошлины на подержанные автомобили уже в работе. “Документ вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Однако этому будут предшествовать включение проекта в повестку дня Верховной Рады, рассмотрение его в комитетах, голосование в зале и процедура подписи закона президентом”, – заявили в Минфине.
В ведомстве также рассказали, за счет чего планируется компенсировать недопоступления в бюджет. “По оперативной информации ГФС, в 2015 г. от налогообложения ввозной пошлиной бывших в употреблении легковых автомобилей в бюджет поступило около 160 млн. грн.”, – сообщили в министерстве.
“В случае принятия предложенного законопроекта потери от недопоступления ввозной пошлины могут быть компенсированы за счет увеличения объемов ввоза авто и, соответственно, увеличения поступлений акцизного налога и налога на добавленную стоимость”, – отметили в Минфине.
Назаренко считает, что пошлину на импорт необходимо отменять не только на бывшие в употреблении авто, но и на новые. “Премьер, кажется, говорил об отмене пошлин на все машины, но акцентировал внимание на подержанных. Скорее всего, это будет отмена пошлины на иномарки в целом”, – считает глава ВААИД.
“Он прекрасно знает, что в соглашении об ассоциации с ЕС нет пункта “Подержанные или новые машины”, есть просто пошлина на автомобили. Более того, насколько мне известно, ни в одной стране нет такого разделения. Это то же самое, что сделать на Mercedes одну пошлину, а на BMW – другую”, – добавил Назаренко.
При этом в Минфине сообщили, что речь идет только о подержанных легковых автомобилях. “Если освобождать от налогообложения ввозной пошлиной новые машины, то потери бюджета составят около 2 млрд. грн.”, – пояснили в ведомстве. (epravda.com.ua/Машиностроение Украины и мира)