Зеленая политика ЕС и рост продаж электромобилей – это только одна сторона вопроса, которая не объясняет ситуации на европейском автомобильном рынке. Пандемия внесла свои корректировки, затормозив его обновление и активизировала электрификацию. Auto-Consulting выяснил, как это может отразиться на отечественном рынке.
Дизельгейт сильно подорвал доверие к “экономичным и чистым” дизельным чудо-моторам. По мнению европейского отраслевого аналитика Фердинанда Дуденхеффера, дизельный двигатель постепенно исчезает в Европе. За первые девять месяцев 2020 г. только 27% всех регистраций в Западной Европе приходились на дизельные автомобили, по сравнению с 31% в прошлом году и 58% в 2011 г. “Это тихое прощание, но тенденция, которую уже нельзя остановить: Европа прощается с дизелем”, – считает Дуденхеффер. И не только с мотором, но и с дизельным топливом, дни которое тоже сочтены, утверждает он.
Но пандемия вносит в эти прогнозы свои коррективы. В то время, как в Нидерландах новые дизельные авто выбирают сегодня всего 4,5% автомобилистов, а в Норвегии – 10%, в других странах ситуации иная. В Германии доля новых регистраций на рынке дизельных автомобилей составляет почти 30%; во Франции – 31%, в Италии – 34,6%. А в коммерческом секторе – процент дизельных авто еще больше. Не говоря уже о рынке б/у авто. Ведь раньше дизельных автомобилей приобретали намного больше, чем сейчас.
Да и с самим рынком подержанных автомобилей в ЕС все не так просто. Вопрос о том, что делать с подержанными машинами европейского автопарка уже давно витает в воздухе. Под давлением строгих экологических норм, которые каждый год ужесточаются, европейские автомобилисты начали было активно избавляться от старых авто в пользу новых более экологически дружелюбных автомобилей. А также – гибридов и чистых электрокаров. Тогда-то и возник поток подержанных иномарок, который двигался из ЕС на Восток. Но сейчас ситуация изменилась.
По всей Европе клиенты начали скупать старые модели. Во-первых, потому, что опасаются тратить слишком много на новую машину в нестабильные экономические времена. Во-вторых, – стремясь избежать использования общественного транспорта во время пандемии коронавируса. Поэтому, “грязные” старые автомобили, сегодня в ЕС, похоже, пользуются большим спросом, чем новые электромобили. Об этом говорят данные анализа регистраций автомобилей во Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии и Великобритании, проведенные для Reuters компанией IHS Markit. Он подтверждает значительный сдвиг интересов европейских автомобилистов в сторону старых подержанных авто.
Во Франции, например, анализ IHS показал, что в третьем квартале нынешнего года количество подержанных автомобилей выросло почти на 16%, а продажи новых автомобилей упали более чем на 5%. Он также показал, что в 2020 г. автомобили старше 15 лет составляли более высокую долю зарегистрированных подержанных автомобилей, чем в 2019 г. “Во времена пандемии справедливо сказать, что количество автомобилей старше 15 лет увеличилось по сравнению с предыдущими годами”, – сказал Бьорн Хюттер, заместитель директора по продуктам IHS.
По данным IHS, в Испании произошел еще больший скачок: количество подержанных автомобилей выросло почти на 25%. Портал продаж автомобилей Sumauto, входящий в состав испанской медиа-компании Vocento, сообщил Reuters, что в Испании продажи автомобилей старше 20 лет с июня по октябрь подскочили на 25%. А автомобилей старше 15 лет – на 16%.
В анализе для Reuters онлайн-рынка автомобилей портал AutoScout24, который обслуживает Австрию, Бельгию, Германию, Италию и Нидерланды, сообщил, что количество поисковых запросов о старых автомобилях с лета резко выросло. Данные показали, например, что с июля по сентябрь поисковые запросы автомобилей старше 20 лет в Интернете подскочили на 80% во Франции, на 77% в Нидерландах и на 59% в Бельгии. Генеральный директор AutoScout24 Эдгар Бергер сказал, что хотя “индивидуальная мобильность” стала более важной для потребителей на этих рынках из-за пандемии, они также стали более осторожными из-за экономической неопределенности.
По этим причинам, например, в Великобритании цены на автомобили, которым больше десяти лет, подскочили на 25%. Люди, привыкшие ездить на поездах и автобусах, из-за боязни заразиться, ищут доступные альтернативы.
В то же время, покупатели по-прежнему избегают подержанных электромобилей, по словам дилера подержанных автомобилей OcasionPlus. Из 2800 автомобилей, которые сейчас продаются в день на этом ресурсе, только шесть являются электрическими. “Люди настороженно относятся к характеристикам аккумуляторов в долгосрочной перспективе и не хотят вкладывать средства в зарядные кабели и станции для подержанного электрокара”, – сказал директор по маркетингу OcasionPlus Фернандо Родригес.
Помимо потенциальной неудачи в достижении амбициозных европейских целей по сокращению выбросов углерода, есть и другие, более долгосрочные последствия того, что очень старые автомобили будут дольше оставаться на дорогах. Страховщики заявили, что старые автомобили с меньшим количеством функций безопасности могут вызвать больше аварий и привести к более высоким страховым взносам. Хотя, для того, чтобы это отобразилось в статистике, потребуется время.
В любом случае, несмотря на все экологические программы, в ЕС пока не готовы полностью отказаться ни от старых автомобилей, ни от “грязных”, но экономичных дизелей.
Для Украины в создавшейся ситуации есть и положительный и отрицательный момент. Все зависит от точки зрения. Положительный в том, что к нам из ЕС будут ввозить меньше автомобильного старья. Отрицательный – что цены на эти б/у авто станут выше, а их качество – хуже. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)