Если все подтвердится, он может стать вторым “Дизельгейтом”. Гибридные автомобили, которые всегда считались “дружелюбными” к окружающей среде, на самом деле могут оказаться намного “грязнее”, чем обещают производители.
Гибридные автомобили, как переходная ступень от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к электрокарам, пользуются вполне объяснимой популярностью в ЕС. С одной стороны, они экономят топливо и делают своих владельцев независимыми от плохо развитой инфраструктуры зарядных станций. С другой, – вписываются в экологические стандарты ЕС, которые постоянно становятся все жестче и жестче. Не случайно, продажи гибридных автомобилей (PHEV) стремительно растут в Европе, и ожидается, что только в этом году их будет продано 0,5 млн. В хороших объемах продаж PHEV заинтересованы и автопроизводители. Им необходимо продавать определенное количество автомобилей с низким уровнем выбросов, чтобы соответствовать стандарту ЕС на выбросы углекислого газа 2020-2021 гг., который вступил в силу в январе 2020 г. Это помогает автопроизводителям избегать штрафов, поскольку гибриды засчитываются им в выпуск экологически дружелюбной продукции.
К сожалению, эту идиллию нарушили вездесущие “зеленые” из независимой европейской организации Transport & Environment. Они взяли 3 самых популярных в ЕС гибридных модели, и заказали их испытания на экологичность в британской компании Emissions Analytics.
Каково же было удивление защитников природы, когда они увидели результаты независимых тестов. Этим результатам, с описанием методологии тестов и подробностям всех промежуточных данных в Transport & Environment посвятили целый доклад, объемом больше 70 стр.
Если коротко, то оказалось, что все три подключаемых к сети гибридных автомобиля загрязняют атмосферу не просто гораздо больше, чем заявляют автопроизводители. А больше почти вдвое. Причем, даже при запуске с полностью заряженной батареей. Поэтому, Transport & Environment обратилась к правительствам стран ЕС с призывом, чтобы они прекратили субсидии на покупку и щедрые налоговые льготы для подключаемых гибридов. Сейчас, когда продажи новых автомобилей в ЕС, держатся исключительно на электрифицированных моделях, такое обращение и его последствия – серьезный удар по автопрому. Не говоря уже о перспективе еще одного скандала с выбросами, со штрафными последствиями.
На тестах Transport & Environment были подзаряжаемые гибриды трех производителей, с разными объемами двигателей и различными размерами. Однако, по результатам проверки, все они выбрасывали на 28-89% больше CO2, чем рекламировалось производителями. И это – результаты на полностью заряженной батарее в оптимальных условиях.
Когда батареи были разряжены, выхлоп этих PHEV был в 3-8 раз больше официальных значений, указанных производителями. А при движении в режиме зарядки аккумулятора, который является очень распространенным, поскольку автомобилисты заряжают свои гибриды перед использованием электрического режима в зонах с низким уровнем выбросов, PHEV производили в 3-12 раз больше вредных выбросов.
По итогам тестов старший директор по экологически чистым автомобилям в T&E Юлия Полисканова сказала: “Подключаемые гибриды – это поддельные электромобили, созданные для лабораторных испытаний и налоговых льгот, а не для реального вождения. Наши тесты показывают, что даже в оптимальных условиях, с полностью заряженной батареей, эти авто загрязняют атмосферу больше, чем рекламируется. А если вы не едете на них мягко, выбросы углерода могут просто зашкаливать”.
По данным T&E, таким подключаемым гибридам достаточно проехать после разрядки аккумулятора всего 11-23 км в режиме двигателя, и они превысят свои официальные данные по выбросам CO2 на км. Это противоречит вводящей в заблуждение информации автопроизводителей о том, что продаваемые сегодня PHEV подходят для длительных поездок. На самом деле, считают в T&E, их нужно заряжать гораздо чаще, чем аккумуляторные электромобили, которые на одной зарядке проезжают около 300 км.
По мнению Юлии Полискановой, большинство PHEV просто не очень хорошо сделаны. У них слабые электродвигатели, большие, загрязняющие окружающую среду ДВС, и они обычно не могут быстро заряжаться. Единственный способ для плагинов иметь будущее – реально соответствовать нормам ЕС по CO2. В противном случае PHEV скоро присоединятся к дизельным моторам и окажутся на свалке истории, – считает Полисканова.
Казалось, какие последствия может иметь вывод лаборатории. В Украине его бы никто и не заметил, но в ЕС слишком прислушиваются к мнению экологов. Особенно когда они призвали пересмотреть в следующем году правила ЕС по поддержке льготами автопроизводителей и субсидий покупателей PHEV. Тут уже пришлось реагировать Европейская ассоциация автопроизводителей АСЕА. Как сообщили автомобильные функционеры изданию Euronews, утверждения организации Transport & Environment не могут служить основанием для пересмотра политики Еврокомиссии в отношении гибридных авто. Автопроизводители ставят под сомнение методологию этого исследования. В тестах T&E анализируются транспортные средства только в длительных поездках. А это – не типичное использование плагин-гибридов.
В АСЕА также обещают, что уже в следующем году все автомобили, зарегистрированные в ЕС, будут оснащены мониторинговым устройством. Его показания дадут Европейской комиссии реальную картину ситуации, которая позволит сделать новую оценку и внести соответствующие изменения в законодательство.
До следующего года ждать осталось недолго. Тогда-то и станет понятно кто прав, и грянет ли настоящий гибридный скандал или нет. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)