Заместитель главного инженера Инженерного управления Китайского пилотируемого космического агентства Чжан Хайлянь заявил в интервью государственной телекомпании CCTV, что будущая китайская лунная миссия будет проведена двумя кораблями. На одной будет запущен посадочный модуль, а на другой – командный с экипажем. Затем они состыкуются на орбите Луны, где два члена экипажа перейдут в посадочный модуль и спустятся на лунную поверхность.
Ранее лунная программа Китая предполагала два сценария высадки людей на Луну, но в любом случае командный и посадочный модули отправлялись бы в космос на разных ракетах. Это отличается от подхода, реализованного в американских миссиях “Аполлон” полувековой давности. Американцы отправляли на Луну посадочный модуль и экипаж на одной ракете. В раздельном сценарии Китая посадочный модуль мог стыковаться с командным как на орбите Земли и затем двигаться к Луне, так и на месте – на орбите Луны. Похоже, китайцы остановились на втором варианте, и в этом есть свои преимущества, о чем мы рассказывали в статье “Китайская Луна: вопросов больше, чем ответов”.
Кстати, актуальная программа NASA “Артемида” по возвращению США на Луну также предполагает раздельный запуск посадочного модуля и командного с астронавтами. Посадочный модуль доставит на лунную орбиту корабль Starship компании SpaceX, а экипаж прибудет туда на ракете SLS в корабле “Орион”.
Доставку китайского посадочного модуля к Луне и командного модуля с экипажем будут осуществлять ракеты-носители Чанчжэн-10, которые пока разрабатываются. На орбите Луны посадочный модуль и командный состыкуются. Экипаж перейдет в посадочный модуль для спуска на лунную поверхность. После посещения поверхности Луны посадочный модуль вернет экипаж на орбиту, где снова произойдет стыковка с командным модулем. Затем посадочный модуль будет сброшен, а экипаж в командном модуле вернется на Землю.
Осуществить все эти планы китайцы намерены до 2030 г., а к середине 30-х годов Китай совместно с Россией намерен создать на Луне базу для постоянного присутствия там людей. Но это уже другая история. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)