В разных странах продажи электромобилей стимулируют по-разному. От низких тарифов на электричество до бесплатных парковочных мест. Год назад в Украине отменили ввозные пошлины на электромобили. Auto-Consulting проанализировал, как это повлияло на их продажи.
Законом №822-VІІІ, который был принят Верховной Радой 25 ноября 2015 г., установлена нулевая ставка импортной пошлины на автомобили с электрическими двигателями. Она вступила в силу с 1 января 2016 г. То есть, уже год поставка электромобилей в Украину проводится без пошлин. Хотя, акциз и НДС остались.
Auto-Consulting проанализировал и сравнил статистику продаж электромобилей в 2015 г. и 2016 г., чтобы выяснить как отмена пошлин повлияла на спрос на электромобили. В абсолютных цифрах, после отмены пошлин, в 2016 г. продажи электромобилей в Украине, по данным Auto-Consulting, выросли. По новым электрокарам – почти на 155%, по б/у – больше, чем на 550%. Поштучно соответственно это, по итогам 2016 г., – 290 шт. и 1144 шт. Для сравнения, в 2015 г. было всего 114 шт. новых и 174 шт. б/у.
Отечественный рынок электромобилей не отличается большим разнообразием. Среди новых (и условно новых до 2-х лет) электромобилей львиная доля продаж у Nissan Leaf – 168 авто (из 290). На втором месте по популярности у нас Tesla Model S – 28 авто. на третьем – BMW i3 – 24 авто. А сразу за ней – электрический Mercedes-Benz B-Класса – 23 авто.
Среди других электрических лидеров продаж – Tesla Model X, Volkswagen Golf и китайские Bio. Не смотря на громкое звание лидеров, в абсолютных цифрах их продажи не особо впечатляют. Это, соответственно 13, 10 и 10 штук. За целый год.
О каких-то серьезных цифрах можно говорить в продажах подержанных электромобилей. По информации Auto-Consulting, Nissan Leaf и здесь безоговорочный лидер – 981 проданный электромобиль (86% рынка). Следом за ним, с большим отрывом, электрический Ford Focus – 60 штук. А также – Tesla Model S – 29 авто.
В десятке лидеров продаж среди б/у автомобилей BMW i3 и Mercedes-Benz B-Класса – по 14 авто. А также smart fortwoo и Renault Kangoo – 12 и 10 авто соответственно. У всех остальных марок, а по данным Auto-Consulting их в Украине полтора десятка, продажи за 2016 г. были в пределах 5 штук.
Надо констатировать, что хотя, после отмены пошлин, продажи электромобилей в Украине относительно серьезно выросли, можно предположить, что не только цена играет ключевую роль в их пока невысокой популярности. На нее влияет и количество зарядных станций, и длина пробега от одной зарядки, и время эксплуатации дорогих аккумуляторных батарей.
Тем не менее, в Верховной Раде появился законопроект №5494, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс для “масштабного развития рынка электромобилей”. В частности, в законопроекте предлагается освободить электромобили от уплаты акциза и НДС. Посмотрим, даст ли это ожидаемый всплеск продаж. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)