Возможны два способа использования скоростных трамваев путей метрополитена: первый состоит в организации совмещенной эксплуатации путей поездами скоростного трамвая и метрополитена, второй – во временном пропуске поездов скоростного трамвая по отдельным готовым участкам линии метрополитена.
Наибольший интерес представляет первый способ, который применяется во Франкфурте-на-Майне и намечен в Штутгарте; второй применяется в Нюрнберге, Роттердаме и др.
Франкфурт-на-Майне – один из наиболее крупных промышленных городов ФРГ с населением 0,8 млн. В районе тяготения пассажиров к центральному городу проживает 2,8 млн. человек. А в окружающих городах Дармштадт (на расстоянии 30 км) – 0,2 млн. Майнц (40 км) – 0,15 млн. Ханау (20 км) – 0,1 млн. В городах-курортах Висбаден (40 км), Наугейм, Годесберг и других – 0,3 млн. человек. Кроме того, вблизи Франкфурта построен город-спутник Нордвестштадт. Предполагается, что к 1980 г. в районе тяготения будет жить 3,1 млн. человек, а приезжать каждый день на работу во Франкфурт из пригородов будет 210000 человек.
По степени насыщения автомобилями Франкфурт-на-Майне занимает одно из первых мест среди городов ФРГ (один автомобиль на четыре жителя), что сильно затрудняет движение на дорогах, особенно в его центральной части. Для решения транспортной проблемы были рассмотрены следующие варианты:
А) полное упразднение трамвайной сети (в городе 26 маршрутов, их общая длина 350 км) и введение автобусных маршрутов;
Б) модернизация существующей сети трамвая;
В) перенос трамвайной сети под землю с сохранением конфигурации сети и узлов;
Г) применение монорельсовых дорог типа «Альвег»;
Д) строительство метрополитена. Для доставки пригородного населения предусматривалась реконструкция железнодорожной сети. Особую сложность представляла замена существующих металлических труб под полотном на полиэтиленовые трубы.
По результатам исследований выявлено целесообразным строительство соединительной железнодорожной линии и сети ГЖД и предусмотрено преобразование отдельных линий трамвая в скоростные. Соединительная железнодорожная линия протяжением 6,2 км с тринадцатью пригородными электрифицированными ветвями образует систему СПГЖД. Она сооружена в виде подземного железнодорожного метрополитена с несколькими станциями, большая часть из которых в будущем станут пересадочными.
Строительство ГЖД (названной во Франкфурте-на-Майне метрополитеном) начато в 1963 г.; первая линия была открыта для движения поездов ГЖД и трех маршрутов скоростного трамвая в октябре 1968 г.
Применение контактного провода вместо третьего рельса позволило устроить на наземных участках переезды с безрельсовым транспортом в одном уровне. Своеобразным является применяемый тут способ совмещенной эксплуатации, позволяющий выпускать поезда скоростного трамвая как на специальные скоростные линии, так и на обычные в центре города.
Немецкий опыт надо перенимать и нам,