В сезоне-2017 многие автомобилисты уже столкнулись со сложностями продажи свого автомобиля. Да и купить хороший экземпляр становится не просто – рынок переполнен битыми авто. Все чаще альтернативой самостоятельным попыткам продажи авто становится цивилизованный трейд-ин. Ведущие операторы рынка рассказали о свежих тенденциях в этом сегменте.
На сегодняшний день доля автомобилей, проданных по трейд-ин и благодаря трейд-ин, у разных операторов рынка составляет 5-20%. В частности, как сообщила глава правления “Рено Украина” Яна Миненко, трейд-ином занимается дилерская сеть. Со слов дилеров, объем реализации составляет 5-10% от объема продаж новых авто.
И это при том, что проект по трейд-ину компанией “Рено Украина” был запущен в 2012 г. На период кризиса проект был приостановлен и сейчас на уровне импортерской структуры еще не перезапущен. “На сегодняшний день мы готовимся, – сказала Миненко, – стартовать с проектом в конце 2017 г. – начале 2018 г. В тоже время, дилерская сеть предоставляет такую услугу как трейд-ин”.
В пресс-службе Корпорации “Богдан” сообщили, что от всех розничных продаж сети “Богдан Авто Холдинг” автомобили, проданные по трейд-ин компанией “Богдан Трейд-Ин” составили 13,83%. И это – больше, чем в прошлом году. Доля рынка компании “Богдан Трейд-Ин” в июне месяце составила 0,68% от рынка продаж б/у автомобилей за июнь 2017 г. в Киеве и Киевской области. За полугодие (с начала года) по трейд-ин реализовано 136 авто.
По словам директора по маркетингу Группы компания “АИС” Сергея Боровика, продажи трейд-ин превышает 15-20% от общих розничных продаж. И это – однозначно больше прошлогодних показателей. Прошлый год в “АИС” начинали с 5%, к концу года достигли 10-15%. По оценкам Боровика, по абсолютному количеству сделок “АИС” входит в первую пятерку. За полугодие (с начала года) Группой компаний “АИС” по трейд-ин реализовано около 500 единиц автомобилей.
Основные тенденции. Рост продаж по трейд-ин не в последнюю очередь связан с новыми возможностями, которые предоставляют покупателям операторы.
В частности, в компании “Богдан Трейд-Ин” мониторят отзывы клиентов, следят за качеством продаваемых автомобилей и их предпродажной подготовкой. Компания “Богдан Трейд-Ин” проверяет все поступившие автомобили на сертифицированных станциях технического обслуживания, производит необходимый ремонт, после чего выдает гарантию на ходовую часть. Поэтому, здесь считают, что покупка автомобилей по программе трейд-ин, в компании “Богдан Трейд-Ин”, выгодная инвестиция для клиентов.
Как сообщил Сергей Боровик, в Группе компаний “АИС” первыми предложили корпоративный трейд-ин с “оптовым” партийным автовыкупом и соответственно оптовой партийной продажей новых автомобилей. Еще одна новая возможность от АИС – трейд-ин б/у на б/у. Также АИС – одна из немногих компаний, которая предлагает услугу трейд-ин в рамках всей страны и при покупке любого из более чем 15 брэндов.
В прошлом году собственное подразделение по трейд-ин открыли и в сети “УкрАвто”. Компания “АвтоХит”, по оценкам топ-менеджеров, через год должна была реализовать около 20000 автомобилей. По крайней мере, именно такая цифра звучала во время старта “АвтоХит”. Как сообщили нам в пресс-службе “УкрАвто”: “стремимся выйти на показатели доли трейд-ин 30-35% от объема реализации новых автомобилей. По нашим брэндам в целом цифры ниже; однако, на некоторых дилерских предприятиях такие показатели уже достигнуты”.
А вот о точном количестве проданных авто по схеме трейд-ин, на запрос в “УкрАвто” не сообщили.
Что тормозит развитие трейд-ин? Несмотря на все декларируемые преимущества и многолетнюю историю в Украине, услуга трейд-ин у нас в стране полноценно не развивается. По мнению операторов рынка, этому есть объективные причины.
По мнению Яны Миненко, с принятием закона в прошлом году, продажи б/у авто через официальные салоны должны были в цене приблизиться к авторынку. Но в реальности осталось много административных проблем. Например, нет конкретного объяснения механизма начисления НДС при продаже б/у авто: начислять его на всю стоимость авто, либо на стоимость с разницы между закупочной и продажной ценами. Это тормозит развитие направления трейд-ин через официальную сеть, а также негативно сказывается на формировании цены, так как некоторые предприятия действуют по старому и начисляют НДС на всю сумму продажи.
Существует также ряд административных проблем, которые были изложены Автомобильным комитетом при Европейской бизнес-ассоциации в письме премьер-министру Украины. Вот основные пункты из него:
- В действующих правилах торговли авто не определено понятие “трейд-ин” (trade-in), которое отображает услугу обмена б/у авто на новый с зачислением стоимости б/у авто в цену нового, на который он обменивается.
- Необходимость перерегистрации автомобиля при выкупе дилера у клиента для дальнейшей продажи, и много других вопросов.
Кроме того, по мнению Миненко, сегодня существует конкуренция со стороны авто на европейских номерах. Но официальной статистики по ним нет, поэтому с точностью утверждать насколько эта конкуренция велика, сложно.
В “Богдан Трейд-Ин” считают, что “недостаточное развитие услуги трейд-ин у нас в стране связано, в первую очередь, с ментальными особенностями, уровнем доверия и осведомленностью населения. Рано или поздно, но каждый водитель хочет заменить автомобиль на более новый и современный, поэтому будет искать надежный и проверенный способ купли-продажи автомобиля”.
Trade-in – услуга западного образца, за границей, каждый год по такой схеме приобретается около половины всех реализуемых на рынке авто.
Еще одна причина: конкуренция со стороны нерастаможенных авто. В “Богдан Трейд-Ин” надеются, что данная несправедливость будет устранена. Почему одни граждане приобретают авто с уплатой всех налогов в бюджет, другие же, пользуются автомобилем беспошлинно?
Как сообщил Сергей Боровик, он не согласен, что трейд-ин в Украине плохо развивается. В “АИС” данная услуга получила активное развитие в 2011 г. и сейчас набирает достаточно большие обороты. Что касается конкуренции со стороны нерастаможенных авто, то, по мнению Боровика, всегда существует непрямая косвенная конкуренция с любыми серыми и нелегальными схемами поставки автомобилей.
Как видим, объемы реализации по схеме трейд-ин за год заметно подросли. Но услуга еще не стала доминирующей, а лишь завоевывает популярность. Многих потенциальных продавцов и покупателей таких авто, нередко смущают цены. Они у официальных продавцов подержанной техники не такие привлекательные, как на авторынке или в объявлениях. Но они никогда и не сравняются, так как надо понимать, что при официальном трейд-ин идет доплата за сервис, качество, надежность и безопасность сделки. Видимо, пока операторы еще не смогли убедить, что так продавать или покупать автомобиль – комфортнее и безопаснее. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)