В ушедшем 2017-м было немало ярких автомобильных событий. И о многих из них уже рассказывалось. Но были среди них и такие, которые повлияли на будущее электромобилей в нашей стране. Причем, как в положительном, так и в отрицательном смысле.
В начале 2017 г. Auto-Consulting проанализировал, как выросли продажи электрокаров после того, как была установлена нулевая ставка импортной пошлины на автомобили с электрическими двигателями. Напомним, что в конце 2015 г. Президент Украины Петр Порошенко подписал Закон “Про внесение изменений в Закону Украины “Про Таможенный тариф Украины” касательно ввозной пошлины на электромобили”.
Auto-Consulting проанализировал и сравнил статистику продаж электромобилей в 2015 г. и 2016 г., чтобы выяснить как отмена пошлин повлияла на спрос на электромобили. В абсолютных цифрах, после отмены пошлин, в 2016 г. продажи электромобилей в Украине выросли. По новым электрокарам – почти на 155%, по б/у – больше, чем на 550%. Поштучно соответственно это, по итогам 2016 г., – 290 шт. и 1144 шт. Для сравнения, в 2015-м было всего 114 шт. новых и 174 шт. б/у.
Не смотря на рост, отечественный рынок электромобилей не отличается большим разнообразием. Среди новых (и условно новых до 2-х лет) электромобилей львиная доля продаж у Nissan Leaf. На втором месте по популярности у нас Tesla Model S. На третьем – BMW i3. А сразу за ней – электрический Mercedes-Benz B-Класса.
Важным, хотя и не самым приятным событием 2017 г. для любителей электрокаров, а особенно тех, кто собирается покупать их в ближайшее время, стала проверка Renault готовности инфраструктуры для эксплуатации электромобилей Renault в Украине.
Оказалось, что большинство станций, установленных в Украине, не соответствуют существующим стандартам в Европе и не прошли европейскую сертификацию. По результатам проверки инфраструктуры в трех городах, наиболее подготовленным оказался Львов, где 90% станций (из общего количества 22) работают корректно. Несмотря на самую большую сеть зарядных станций для электромобилей в Киеве (63 станции), только 65% станций обеспечили качественную зарядку. Из 17 станций в Одессе, только 65% соответствует стандарту.
Увы, но долгожданный старт продаж электромобиля Renault Zoe был отложен. К слову, отложили и старт продаж в Украине Smart Electric Drive, хотя и по другим причинам.
Но то, что будущее уже точно за электромобилями поняли уже даже в регионах. Эра электромобилей неуклонно приближается и потребует мастеров по ремонту нового типа автомобилей. Именно так рассудили в Винницком ПТУ №11 и в этом году провели первый набор на новую профессию – слесарей по ремонту и обслуживанию электромобилей, сообщал Auto-Consulting.
Тем не менее, общий парк электромобилей, которые эксплуатируются в Украине, уже превысил 4 тыс. единиц. И это тоже событие. При этом, только за последние 8 месяцев 2017 г. парк электрокаров удвоился. За 10 месяцев 2017 г. парк электромобилей увеличился на 2,4 тыс. автомобилей. Для сравнения: по итогам 2016 г. парк увеличился на 1,4 тыс. электрокаров.
Немного улучшило настроение сообщение о том, что BMW, Daimler, Ford, а также Audi и Porsche, входящие в состав Volkswagen, займутся созданием единой сети станций подзарядки для электрокаров. И это тоже важное событие 2017 г. Совместными усилиями будет построено несколько тысяч “заправок”. Компании уже подписали так называемый “меморандум о взаимопонимании”. В предварительном плане значатся 400 станций в Европе, которые начнут работать в 2018 году. К 2020-му их количество должно увеличиться до нескольких тысяч.
А в Украине первые 5 электромобилей приобретает DTEK для собственных нужд.
Но обратите внимание на количество станций, которые планируют построить автогиганты, и представьте инвестиции в этот проект. Есть большие сомнения, что в ближайшее время что-то подобное будет и в Украине. Разве что BMW, Daimler, Ford, Audi и Porsche решат продолжить развитие своего проекта у нас.
И, наконец, самое свежее, а возможно – и самое приятное событие 2017 г. для любителей электромобилей. Своеобразный подарок “под елочку”. С 1 января новые и подержанные электромобили можно ввозить в Украину из-за границы без уплаты акциза и налога на добавленную стоимость. Такой льготный режим будет действовать, как минимум, в течение одного года. Эксперты прогнозируют, что с учетом всех факторов купить электромобиль в Украине можно будет на 17-20% дешевле.
А это означает, что продажи электромобилей в нашей стране в нынешнем году могут вырасти. Особенно, с учетом того, что стоимость электромобилей в мире постепенно снижается.
Согласно статистике отдела Bloomberg New Energy Finance, к 2040 г. доля электрокаров в мировых продажах должна составить 54%. А еще год назад они же прогнозировали цифру 35%. Рост популярности электромобилей в мире обусловит то, что они станут дешевле примерно к 2025-2029 гг. Прежде всего, из-за снижения стоимости аккумуляторных батарей. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)