Европа может уже к 2023 г. отказаться от коммерческих запусков российской ракеты-носителя “Союз-СТ” с европейского экваториального космодрома Куру (Гвианский космический центр) в пользу разрабатываемой собственной ракеты Ariane-6 в версии с двумя боковыми ускорителями, сообщил источник в европейской космической отрасли.
С 2011 г. с построенной во Французской Гвиане стартовой площадки было осуществлено 18 успешных пусков “Союзов-СТ”, еще три запланировано до конца 2018 г.
“В настоящее время первый запуск ракеты-носителя Ariane-6 намечен на 16 июля 2020 г. Скорее всего, этот старт будет сдвинут на год или немного больше, затем неизбежно последует необходимый набор летной статистики, поэтому реально эта ракета начнет летать не ранее 2023 г. Но когда начнет, российский “Союз” на космодроме Куру может стать уже ненужным. Это действительно может состояться, и тогда Ariane-6 в варианте с двумя боковыми ускорителями заменит “Союз-СТ”, – отметил собеседник.
Ariane-6 разрабатывается в двух вариантах. Ракета среднего класса Ariane-62 будет снабжена двумя твердотопливными ускорителями и предназначается для вывода двух небольших по массе спутников: аппаратов связи, телевещания, доступа в Интернет. Именно она может заменить “Союз-СТ”. Тяжелая версия ракеты Ariane-64 будет оснащена четырьмя ускорителями и будет применяться для крупных спутников научного и военного назначения и больших космических аппаратов.
Разработчики ранее подтвердили свое намерение перейти от принятой на космодроме Куру многолетней практики вертикальной сборки ракет-носителей к горизонтальной без использования кранов для удешевления процесса подготовки пуска. Кроме того, по заверениям европейских разработчиков, трудоемкость операций будет существенно ниже, улучшится контроль над качеством сборки и появится возможность готовить несколько ракет параллельно.
На Ariane-6 с ее современной модульной концепцией построения возлагаются основные надежды: с ее помощью Европа рассчитывает сделать клиентам более выгодное предложение, чем Илон Маск и его компания Space X. Вместе с тем, ряд экспертов полагают, что сделать это будет очень сложно, так как стоимость используемой Маском ракеты Falcon-9 составляет рекордно низкие для космической отрасли $61 млн. (forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)