В 2021 г. примерно 90% запусков в космос в Китае были осуществлены государственными корпорациями и военными. В США запуск ракет частным сектором не в пример выше – каждый год частные компании запускают в космос свыше половины всех ракет в этой стране. Власти Китая постановили изменить эту ситуацию и потребовали сделать создание коммерческих стартовых площадок приоритетной задачей на следующие пять лет.
На днях в Китае заложили первый частный космодром. Комплекс будет построен недалеко от одного из четырех государственных космодромов в Китае – Вэньчан. Последний находится на самом юге Китая на низкой широте – всего 19 градусов к северу от экватора. При старте из этой точки ракеты получают значительный прирост скорости за счет вращения Земли и существенно экономят на топливе.
При закладке первого камня на строительстве присутствовали представители частных китайских космических компаний, включая Landspace, iSpace и Deep Blue Aerospace. При этом финансированием проекта занимаются местные власти и три государственных корпорации, среди которых Китайская корпорация аэрокосмической науки и промышленности и Китайская корпорация спутниковых сетей.
Ожидается, что космодром будет принят в эксплуатацию в 2024 г. Также планируется построить коммерческие пусковые комплексы в Нинбо (восточная провинция Чжэцзянь) и Хайяне (в провинции Шаньдунь). Действующими государственными космодромами в Китае кроме Вэньчан являются космодром Цзюцюань во Внутренней Монголии, Сичан в юго-западной провинции Сычуань и Тайюань в центральной провинции Шаньси.
Специалисты без энтузиазма восприняли информацию о начале строительства коммерческих стартовых комплексов в Китае. Источник приводит аргументы ряда местных экспертов, которые видят в этом увеличение расходов на запуски. “Сектор коммерческих космических запусков в Китае еще только зарождается, в Китае и в мире уже наблюдается переизбыток стартовых площадок”, – говорится в статье, опубликованной в апреле 2019 г. в китайском журнале Satellite & Network.
“Я не думаю, что эти площадки будут дешевыми, – сказал источник, работающий в пекинской компании, занимающейся коммерческими запусками. – Я не знаю точно, сколько коммерческих запусков будет планироваться каждый год, но, скорее всего, это будет небольшое количество, поэтому каждый запуск будет очень дорогим”.
Также совместное использование одной или двух стартовых площадок означает, что компании должны будут стандартизировать свои технологии, сказал другой источник на условиях анонимности. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)