Поставки грузовых самолетов Boeing достигли рекордных показателей, став для американского производителя светлым пятном на общем удручающем фоне 2020 г.
Цифры на конец прошлого года показывают, что за 2020 г. Boeing поставил заказчикам всего 157 самолетов – чуть более 40% от уровня 2019 г., наглядно демонстрируя глубину негативного эффекта пандемии коронавируса и длительного запрета на эксплуатацию В-737MAX на бизнес крупнейшего в мире авиастроителя.
В отчете за IV квартал 2020 г. значится, что в общем количестве поставок 43 приходятся на В-737, в том числе 31 самолет, поставленный в последние недели г. после снятия запрета на полеты МАХ Федеральной авиационной администрацией США (FAA) в ноябре.
Неудачи программы МАХ – главный виновник резкого снижения коммерческих поставок Boeing за последние два года: с 806 (включая 580 модели В-737) в 2018 г. до 380 (в том числе 127 В-737) в 2019 и 157 в 2020 г. В наступившем году можно ожидать скачкообразного роста поставок В-737, поскольку производитель наконец получил возможность передавать самолеты, уже построенные и находившиеся на длительном хранении, а также наращивать темпы производства новых. Поэтому потенциально озабоченность вызывают поставки другой модели – широкофюзеляжных Boeing-787. В 2020 г. было поставлено 53 Dreamliner – по сравнению с 145 в 2018 г. и 158 в 2019 г. В настоящее время производство этой модели переносится из Вашингтона (Эверетт) в Южную Каролину. Комментируя статус программы, коммерческий директор компании Грег Смит отметил, что сокращение числа поставок в IV квартале обусловлено тщательными проверками, которые производитель проводил “с целью убедиться, что самолеты соответствуют нашим самым высоким стандартам. Мы уверены, что предпринимаем правильные шаги в интересах наших заказчиков и долгосрочного благополучия программы 787”.
Однако резкое сокращение количества поставок стало сюрпризом для отраслевых обозревателей и некоторые эксперты (в частности, аналитическое агентство Bernstein) предположили, что это может быть предвестником более серьезных известий. В недавнем обращении к инвесторам агентство предупредило, что “задержки поставок могут привести к изменениям цены или существенным компенсациям. Далее, есть подозрения, что инспекции и ТО самолетов, уже находящихся в эксплуатации, могут потребовать дополнительных затрат”.
Две более благополучные программы – 767 и 777 – обеспечили производителю столь необходимую выручку. Хотя Boeing объявил в 2020 г., что поставки новой модели В-777Х задерживаются до 2022 г., производство В-777 продолжается, причем на грузовую версию приходится теперь значительно большая доля, чем в предыдущие годы: из 26 поставленных В-777 22 были в грузовой конфигурации. Такая же тенденция наблюдается и в производстве В-767. Благодаря грузовому варианту Boeing-767-300F и самолету-топливозаправщику KC-46A, поставки модели в прошлом году составили 30 единиц (43 в 2019 г.; 27 в 2018 г.).
Поставки грузового варианта В-747-8F также продолжаются, хотя уже озвучены планы снять модель с производства в 2022 г. В прошлом году было поставлено пять таких самолетов американской компании экспресс-доставки почты и грузов UPS. Всего Boeing поставил 46 грузовых самолетов трех моделей – рекордные 40% от 114 широкофюзеляжных самолетов, поставленных в 2020 г.
Портфель заказов Boeing на конец г. включал 4223 единицы (3321 В-737, 8 В-747-8F, 75 В-767, 350 В-777 и 469 В-787) и сократился на 22% по сравнению с концом 2019 г. в связи с отказами вследствие кризиса, вызванного пандемией. Только в декабре заказчики отказались от 107 самолетов, из которых 105 В-737МАХ. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)