Илон Маск имеет очень четкое видение идеальной фабрики автомобилей: должна быть плотно скомпонованной, вертикально интегрированной и необычайно масштабной. Поначалу такой подход многие осуждали, однако теперь первая фабрика Tesla в Калифорнии удостоилась почетного звания самого производительного автомобильного производства в Северной Америке.
В прошлом году завод Tesla во Фримонте (шт. Калифорния) производил в среднем 8550 электромобилей в неделю. Это больше, чем у Toyota, которая выпускает в среднем 8427 машин в неделю на фабрике в Кентукки, BMW в Южной Каролине, где с конвейера еженедельно сходит 8343 авто, и Ford, которая производит на заводе в Мичигане 5564 автомобиля в неделю.
В 2021 г., когда масштабы производства автомобилей по всему миру сдерживались глобальным дефицитом полупроводников, Tesla нарастила объемы выпуска машин на 83% по сравнению с 2020 г. Ее предприятие в Шанхае и вовсе утроило выпуск электромобилей, достигнув показателя в 486 тыс. машин за год. Ожидается, что в ближайшие недели Tesla объявит о запуске производства авто на своих заводах в Берлине и Техасе. Кроме того, в октябре Маск заявил о намерении нарастить объемы производства в Калифорнии и Шанхае на 50%.
Завод Tesla во Фримонте был построен еще в 1960-х годах. General Motors и совместно управлялся GM и Toyota до банкротства первой в 2009 г. Он имел слишком малую по меркам Маска площадь сборочных цехов, поэтому еще несколько сборочных линий были установлены там, где ранее располагалась парковка. Последующие заводы Tesla строились сразу под ее запросы.
По словам аналитиков, стратегия Tesla по созданию колоссальных производственных центров на крупнейших автомобильных рынках мира приносит свои плоды. Глобальный спрос на электромобили превысил возможности производственных мощностей, требуемых для их сборки. Автопроизводители во всем мире изо всех сил пытаются получить доступ к ограниченному количеству аккумуляторов и других компонентов. Но для Tesla это не является проблемой, ведь она стала приоритетным партнером для многих ключевых поставщиков благодаря самым большим инвестициям в производство электромобилей.
Несмотря на стремительный рост и доминирование на рынке электромобилей, Tesla остается лишь десятым по величине автопроизводителем в Северной Америке. Это должен изменить запуск нового завода в Техасе, который позволит компании существенно укрепить свои позиции. У Маска есть давняя цель, которая заключается в наращивании объемов производства на 50% в год. Чтобы обеспечить такие показатели, Tesla придется не только открыть новые фабрики, но и увеличить производство на уже существующих. В октябре Маск сказал, что работает в обоих направлениях. Выбором мест для постройки новых заводов компания займется уже в этом году. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)