По данным, опубликованным некоммерческой американской группой U.S. Public Research Interest Group (U.S. PIRG), ноутбуки и/или смартфоны Apple, Microsoft и Google оказались наименее ремонтопригодными в сравнении с продукцией конкурентов вроде Asus, Dell и Motorola. При этом сведения в основном предоставлялись самими компаниями.
За основу исследования U.S. PIRG взяла данные из французских источников – в прошлом году во Франции впервые в мире вступил в силу закон, предписывающий компаниям-производителям присваивать индекс ремонтопригодности каждому устройству. В США решили дополнить его собственными данными, подключив к сотрудничеству известный портал iFixit.
U.S. PIRG компилировала французские данные о 187 ноутбуках и смартфонах, выпущенных 10 наиболее популярными американскими производителями, добавив к ним оценку деятельности компаний, препятствующих принятию законов о праве на самостоятельный ремонт. “Гибридный” рейтинг показал не только то, насколько готовы к ремонту продукты, но и насколько активно бизнесы выступают против прав потребителей ремонтировать их самостоятельно.
Французский индекс представляет собой десятибалльную шкалу, по которой продукты оцениваются по пяти критериям: легкости разборки, доступности руководств по ремонту, доступности комплектующих, цене комплектующих, а также критерию, особому для каждой категории. Закон требует, чтобы общий балл и сама таблица оценки публиковались для французских клиентов.
В U.S. PIRG вывели “средний балл” компаний на основе оценок их продуктов, специально выделив из общей оценки важный критерий – легкость разборки, поскольку это является “самым постоянным и универсальным аспектом” ремонтопригодности. Кроме того, учли и активность компаний в противодействии принятию законов, направленных на обеспечение права на самостоятельный ремонт, а также членство в организациях TechNet или Consumer Technology Association, которые в основном и занимаются лоббированием интересов производителей, в том числе в этой сфере.
Из 10 компаний, вошедших в рейтинг U.S. PIRG, Apple получила наихудший балл – относительно свежие MacBook Air и Pro в среднем набирали по 3,16 балла из 10, а 20 моделей iPhone, вплоть до iPhone 7 – 2,75 балла из 10. В сегменте ноутбуков Microsoft получила 4,6 балла за девять недавних моделей Surface, а Google – 4,64 балла за странную подборку из Pixel 4a, 6, и 6 Pro. Для сравнения, 36 ноутбуков Dell и 22 Asus набрали 7,81 и 7,61 балла соответственно, а Motorola, на рынке смартфонов – 7,77 балла при оценке 18 смартфонов.
В плане “чистой” ремонтопригодности без оценки лоббирования ноутбуки Apple набрали за сложность разборки 3,24 балла, а Dell – 9,55 балла. “Противоречивой” является политика Microsoft – ее модели набрали 7,34 балла за легкость разборки, но во французском рейтинге модели компании оцениваются крайне низко из-за малой доступности инструкций по ремонту и запчастей. Кроме того, за Microsoft тянется долгая история противодействия самостоятельному ремонту на всех уровнях.
Предварительные данные из Франции свидетельствуют, что подобный индекс имеет большое значение – проведенный в прошлом году Samsung в этой стране опрос показал, что 86% респондентов будут учитывать эти баллы при покупке новой электроники. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)